Так ли легко можно было стать шаманом и заслужить право носить корону?
Прежде, чем шаман впервые наденет корону, её обносили по всем чумам стойбища и каждый хозяин держал шаманский атрибут над горящим очагом так, чтобы дым проходил сквозь обруч короны. Обряд этот совершали в полном молчании. Когда корона возвращалась обратно, шаман сам надевает её на голову и начинал камлание — ритуал, сопровождающийся пением и ударами в бубен, во время которого происходило общение с духами. У сибирских шаманов считалось, что железную корону, может завести себе только сильный предводитель. К примеру, кетские шаманы конца XIX — начала XX в., в основном, принадлежали к категории «олень». Их ритуальное облачение символизировало оленя. И бубен, и кафтан, и даже железную рогатую «корону» шамана называли оленем. Шаман-олень считался способным ходить в мифический небесный мир и в страну злых духов, где властвовала коварная Хоседам. Главный покровитель шаманов-оленей было божество Бангрэхыпь (Сын Земли), живущий на втором круге «верхнего» мира.
Олень у северных народов был символом быстроты и лёгкости. А гагара считалась вещей птицей, своими криками напоминавшая надрывный плачь больного ребёнка или истеричный вопль женщины. Именно по этой причине корона шамана была в виде двух металлических перекрещивающихся обручей с имитацией оленьих рогов и гагары. Символ четырех сторон света, четырех ветров, четырех времен года. Сам обруч содержит в себе идею замкнутого мира людей. На вершине перекрестия была пластина с концами, загнутыми в виде оленьих рогов, которые символизируют вершину мирового древа. Нож на короне служил для разрезание облаков, когда шаман поднимался на небеса.
И это далеко не все тайны загадочного предмета! Познакомиться поближе с этим и не только экспонатом вы сможете на выставке «Невыдуманные истории ПРО Енисейск» по адресу ул. Бабкина 8.