Фондовая рубрика «На антресолях времени»
Празднование Нового года – это не просто своеобразная дань традиции. Это счастливый миг, когда душа взрослых наряжается в детство, а у самих детей вызывает неподдельные ощущения сказки. Поэтому, в преддверии наступающих праздников, хочется достать с антресоли небольшую коробочку стареньких игрушек, развернуть каждую и через потертое цветное стекло заглянуть в историю любимого праздника.
Уже стало хрестоматийным утверждение, что празднование Нового года по европейскому образцу учредил в России Петр Великий. В 1699 г. он издал указ, согласно которого в ночь на 1 января каждого года (по юлианскому календарю) все жители страны празднуют приход нового года. Народное гуляние длилось 7 дней — за этот период каждый вечер возле Кремля гремели пушки, а в частных дворах пускали залпы из более мелких орудий. Ворота домов украшали еловые и можжевеловые ветки, а на столбах висели смоляные бочки, которые поджигались и придавали празднику торжественности. Интересно, что уже тогда ели было принято украшать деревянными игрушками, орехами и всевозможными сладостями. Разумеется, все эти нововведения были заимствованы у европейских соседей царем, без особого трепета относившегося к традиционной отечественной культуре. До этого момента Новый год праздновали в сентябре — во время сбора податей и урожая. Помимо стекла игрушки делали из картона. В дореволюционной России был популярен так называемый «дрезденский картонаж» — игрушки, склеенные из двух половинок выпуклого тонированного картона. Интересно, что и в дореволюционном Енисейске в магазине Станкеевых впервые появился отдел детской игрушки. Можно ли было там приобрести украшения для елок – сказать сложно, мы можем лишь предположить, что большая часть их была все же привезена в город извне.
Важно отметить, что подобным образом Новый год праздновали несколько столетий, вплоть до революционных событий 1917 г., после которых новогодние гулянья вовсе запретили. Лишь в 1937 г. традиция возродилась, а после Великой Отечественной войны 1947 г. 1 января был объявлен выходным днем. С тех пор новогодние выходные эволюционировали и постепенно переросли в настоящие каникулы, которые, на сегодняшний момент, длятся до 10 дней. Облик елочных украшений так же последовательно изменялся. Если мы обратимся к собраниям Енисейского краеведческого музея, то выяснится, что в советские времена игрушки приобрели множество ярких форм. Например, в начале 1940- х гг. они появились в виде предметов быта, в этот период их отличает текучесть форм и роспись яркими красками. Несомненно, эволюция форм так же зависела от ряда культурных явлений в жизни советского человека. К примеру, с выходом в отечественный прокат фильма «Карнавальная ночь» в 1956 г., были выпущены игрушки «Часы» со стрелками, установленными за пять минут до полуночи. Вообще, советская елочная игрушка – настоящая глава в истории развития новогодних традиций нашей страны. Кто не помнит веселого космонавта в нарядном серпантиновом пространстве или придавленные снежной шапкой островерхие уютные домики? Не обошли стороной и достижения садово-овощного хозяйства: на еловых ветвях появились зеленые стеклянные огурцы, горох и «кукурузины». Одним словом, все, чем жила страна в эти десятилетия – непременно, как в зеркале, отражалось в новогодних украшениях. Но сказка всегда оставалась сказкой, поэтому невесомые расписные шары и улыбающиеся снегурочки и длиннобородые Деды Морозы никуда не делись, тесно переплетаясь с броской пролетарской символикой.
В постсоветской России стали популярными оригинальные, «самодельные» игрушки. Если говорить о моде на елочные украшения, то некоторые производители утверждают, что мода на них повторяется каждые четыре года, поэтому старые игрушки можно просто складывать в коробку и ждать, пока за окном снова не запоет метель и где-то в глубинах души не пробудится то неистребимое ничем желание – получить маленький билетик в детство.
Гончарова Оксана
хранитель фондов