Реклама – вечный двигатель торговли. И чем объемнее становился рынок, чем сильнее повышался спрос на тот или иной товар – тем ярче и изощреннее становилась реклама. Российская империя рубежа XIX – нач. ХХ вв., пожалуй, не уступала в этом основным странам Европы по насыщенности рекламной продукции в обеих столицах. С развитием полиграфии улицы городов наполняет броская реклама, зазывающая приобрести самый широкий спектр товаров: от немецкой канцелярии до игристых вин. В то время рекламирование алкогольной и табачной продукции не являлось чем –то запретным, а вредное влияние табачных смол еще не было выявлено и убедительно доказано. Напротив, на некоторых папиросных пачках слагались похвальные гимны табачному дыму, так успешно снимающему стресс после трудного рабочего дня.
В фондах Енисейского краеведческого музея хранится несколько десятков упаковок из под табака и табачных изделий. Тогда часто папиросы именовали «гильзами». В Енисейске с давних пор любили попыхтеть папироской, до этого заменявшейся трубкой из дерева или керамики. Среди состоятельных граждан города пристрастием к этой вредной привычке прославились А. А. Кобычев, не отказывавший себе в удовольствии покурить из длинной до пола трубки и И.П. Кытманов, который, по воспоминаниям современников, придавался табачной стихии в беседке на берегу Енисея. Интересно, что Игнатий Петрович предпочитал именно нюхательный табак, мода на который не уступала курительному. М.П. Миндаровский писал: «Являясь в садовую беседку, где вокруг него тот час же собиралась публика, он вынимал свою серебряную табакерку и, изрядно зарядив свой вместительный нос, принимался знакомить собравшихся с политическими новостями, читая им вслух доставленные с аппарата телеграммы Северного российского телеграфного агентства за этот день». Кстати, мода на портсигары и искусно сделанные табакерки так же нередко подпитывало рекламу, которая все наглее красовалась на коробочках с россыпным табаком.
Возвращаясь к вопросу о музейных коллекциях можно сказать, что здесь мы имеем дело с упаковками из под табака фирмы Ф. Рейнгарта в Москве. Судя по ней, табак фирмой реализовывался первого сорта «Ориенталь». Производство в данном случае принадлежало московскому фабриканту Ф. Рейнгарту. Любопытно, что помимо производства табачных изделий, господин Рейнгарт очень интересовался набиравшим обороты синематографом. В марте 1909 г. при участии кинопредпринемателя немецкого происхождения Пауля Тимана, он выкупил кинофабрику «Глория» у Якова Зоммерфельда, наладив там собственное производство. Вскоре компания вышла в российские лидеры кинопредпринемательства. Однако главной жемчужиной в короне предпринимательской деятельности Ф. Рейнгарта оставалось табачное дело. Взгляните на упаковку. На одной из сторон размещен красочный сюжет, уносящий курильщика в страны Востока. Сцена насквозь пропитана духом путешествия благодаря присутствующим здесь покуривающим матросам и фрегату на заднем плане. Сюжет как бы говорит покупателю, что с каждой новой затяжкой волшебные страны Востока становятся ближе. Сюжет вообще не случаен, так как сорт «Ориенталь» производился в странах Причерноморья, в землях бывшей Османской империи.
Интересно, что в музее данные упаковки продолжают выполнять функции хранения, но теперь уже семян. Один из основателей музея А.И. Кытманов с успехом использовал их для размещения ботанических коллекций. Нам не известно, любил ли сам Александр Игнатьевич выкурить одну – другую «гильзу», но собранные и аккуратно размещенные упаковки, дошедшие в неплохой сохранности, красноречиво свидетельствуют, что енисейцы того периода времени не были склонны поговорить хотя бы немного о вредных привычках.