В дни 400-летнего юбилея города Енисейска на улицы старинного города высадился журналистский десант – участники пресс-тура медиафорума «Енисей-РФ». Среди них посчастливилось быть и корреспонденту газеты «Грани» Га
ОПЯТЬ ПРЕСС-ТУР, И ОПЯТЬ — ЕНИСЕЙСК
В ответ на предложение главного редактора газеты поехать в Енисейск я согласилась не раздумывая. Ну, потому что любой пресс-тур – это здорово! Приятные, умные люди, прекрасная организация, новые знания, новые впечатления, всё включено и всё бесплатно. Конечно! В путь!
Знакомство с родным краем, с новыми людьми, новые впечатления необходимы пишущему человеку и пресс-туры прекрасно выполняют эту миссию. Немножко огорчало то, что путь лежал не куда-нибудь в неизведанные мною места Красноярья, а в Енисейск, где я была уже два раза. Красноярский край велик и разнообразен, хотелось посмотреть новые города, новые пейзажи. К тому же, честно сказать, Енисейск и в первый, и во второй раз показался мне серым, если не сказать, убогим, а плачевное состояние старинных храмов и купеческих усадеб, требующих серьёзной реконструкции и реставрации, навевало грусть. Город готовился к 400-летнему юбилею, шли разговоры о масштабной реставрации архитектурных сооружений, но мне с трудом верилось, что кардинальные перемены произойдут в нём уже в ближайшем будущем. Слишком долго город-памятник стоял под открытым небом, на семи ветрах, разрушаясь, и, безвозвратно теряя свои ценности. А сокровища здесь – на каждом шагу. В 19 веке, с открытием золотых приисков, Енисейск пережил золотую лихорадку, но если б знали тогда передовые, знатные и простые горожане, что спустя столетия, самым ценным для потомков будет то, во что они своё золото вложили. Вековая крепость монастырей, уникальное зодчество церковных и светских построек, бесчисленные музейные ценности. И вот Енисейск отреставрирован, как не поехать?
«А ведь я оставила на берегу Монастырского озера рубашку, в которой окуналась в воду, – вспомнилось мне. – К забытым вещам возвращаешься, говорят. Вот и не верь приметам!»
Вообще-то чтобы очутиться на берегу целительного Монастырского озера, мне совсем не нужно ехать за 300 километров на север. Зеркальная гладь озера каждое утро встречает меня на мониторе моего рабочего компьютера. Глядя на фото, мне легко перенестись на его тёплый, гостеприимный берег. Для меня он навсегда остался необыкновенно светлым и тёплым. В зеркале озера, как и тогда, в летний, солнечный день отражаются сосны, где-то совсем рядом кукует кукушка, а путь к озеру сплошь усыпан жарками. Вот это север! И это Монастырское озеро!
Ощущения от купания в Монастырских водах свежи до сих пор, ведь озеро считается целебным. Тело тогда горело приятным огнём, в Енисейск стоило вернуться уже ради того, чтобы окунуться в этот исцеляющий жар снова.
ЧАС В МУЗЕЕ – ЭТО МАЛО!
Поехала в пресс-тур с полной уверенностью, что побываю на святом озере снова, но жизнь немного подкорректировала планы. Очень уж разнообразны и увлекательны туристические маршруты по Енисейскому краю! Хочется посмотреть и отреставрированные храмы, и побывать в гостях у гостеприимной бабы Нади с её пирогами, и заглянуть в музей рубанка, много чего здесь придумано здесь для туриста! После некоторых раздумий склонилась в сторону музейных ценностей. В год 400-летия Енисейска захотелось окунуться в прошлое, узнать историю города и края. Выбрала Енисейск археологический, экспозицию «Музей Енисея». В конце концов, я живу на берегах этой великой реки, а что знаю?
130 лет назад в Енисейском музее был единственный штатный сотрудник – сам основатель купеческий сын Александр Игнатьевич Кытманов, исследователь родного края, оставивший потомкам бесценные труды и открытия. Самоедские трубки из мамонтовой кости, парки тунгусов, коллекции семян, орудия каменного века, расшитые бисером тунгусские коробочки, древние орудия рыбного лова. Сегодня музей насчитывает более 55 тысяч экспонатов, содержит уникальный рукописный фонд музея из сочинений знаменитых людей Енисейска. Музей располагает также обширными фондами, отражающими историю освоения Восточной Сибири, развитие золотопромышленности, культуры и народного образования в Енисейске и уезде.
Енисейский краеведческий музей, наряду с Минусинским, старейший в крае, в этом году ему присвоен статус краевого. Он живёт активной, плодотворной жизнью, проводит немало интересных выставок, но экспозиция «музей Енисея» для него кажется наиболее естественной и органичной, ведь город, можно сказать, вышел из пучин этой великой реки, назван её именем, его четырёхсотлетняя история неразрывна от истории этой могучей водной артерии.
Музеи обладают удивительной особенностью. С одной стороны, время здесь как будто замирает, а с другой – словно течёт вспять. Не могу сказать, сколько часов мы провели в этом изобилии и многообразии историко-архивных экспонатов. Час, два…и всё же знакомство с экспозицией было скоротечным и поверхностным, что называется, «галопом по Европам». В попытке уловить как можно больше интересной, увлекательной информации из уст научного сотрудника Юрия Ромашкова без устали писали журналистские диктофоны, щёлкали фотокамеры, словом, глаза смотрели во все глаза, голова вертелась во все стороны…И всё же чего-то не доставало. Хотелось погружения… Глядя на старинные кованые орудия охоты, хитроумные «морды» для ловли рыб, а в улове енисейских рыбаков был не только хариус и пелядь, которую до сих вылавливают рыбаки, но и осетр, таймень. Слушая рассказы экскурсовода о первых теплоходах, бороздивших просторы Енисея (а енисейские купцы были первыми кораблестроителями в регионе), хотелось отмотать четыре столетия назад и мыслями и душой оказаться на этих полных мощи берегах, среди первопроходцев и жителей края, чтобы всей грудью вдохнуть в себя дух истории, понять, чем жили эти люди, где они черпали силы бороться с наводнениями и пожарами, которым не раз подвергался город. Хотелось понять, что заставляло енисейский люд – простой и знатный – жертвовать свои средства на школы, библиотеки, храмы.
Вот и Енисейский музей располагается в двухэтажном кирпичном особняке, построенном сыном золотопромышленника и городского головы Игнатия Кытманова. Казаки в 1619 году по указу царя заложили на Енисее крепость-острог, а енисейское купечество привело город к процветанию. В 18 веке он был экономическим и культурным центром Енисейской губернии, входил в число крупнейших российских городов, енисейские золотопромышленники добывали львиную долю (90%!) золота, которое имелось в России.
О богатстве и могуществе енисейских купцов можно судить только по одной улице Ленина, которая раньше называлась Большой и была центром города. Сейчас многие старинные здания на ней реставрированы, и надо сказать одна купеческая усадьба здесь лучше другой. Сегодня в них располагаются государственные и детские учреждения, но нетрудно представить в этих каменных особняках и на застеклённых мансардах и гоголевского Чичикова, и героев чеховских рассказов… До классики здесь – рукой подать. Может, кому-то покажутся смешными мои параллели. Острожный Енисейск и классические прообразы .… Но Енисейск – это не только город ссыльных (дворян-декабристов, в том числе), здесь жили передовые люди своего времени. Вера Арсеньевна Баландина, жена купца Александра Алексеевича Баландина и уроженка моего родного Новосёловского района, например. То, что успела Вера Арсеньевна за свою жизнь, потрясает воображение рядового человека. Рождённая в сельской глубинке, получившая блестящее образование в европейских университетах, она была учёным и передовым человеком своего времени. Химик, ботаник, почвовед, предприниматель, основательница города Черногорска – все её регалии не перечислишь. Прогрессивными взглядами, благотворительностью и добрыми делами она известна не только в Енисейске, но и далеко за его пределами. У нас в Новосёловском районе, например, она открыла первые в Енисейской губернии детские ясли.
Сохранить культурное наследие – одна из главных задач принятого в 2008 году генерального плана города. Купеческие усадьбы – настоящие жемчужины Енисейска, поэтому при реставрации их стараются сохранить максимально.
– Пусть лестница в доме поскрипывает, мы не будем её менять, – сказал в интервью журналистам глава города Валерий Никольский. Между прочим, архитектор-строитель по образованию.
Думаю, он прав. В один из приездов мы ночевали в гостинице «Енисейская» и мне довелось слышать этот вековой скрип половиц. Голос из 18 или 19 столетия…Приятный и загадочный… Комфорта гостиницы это ничуть не умаляло, наоборот, придавало ей необъяснимую особенность.
МОЛОДЕЖЬ ДАЁТ ВТОРУЮ ЖИЗНЬ
А ещё глава сказал, что всё, что сделано к юбилею города – это только начало. Возрождение памятников старины продолжатся и в этом, на его взгляд, нет никакого сомнения.
В этот же день мы присутствовали на круглом столе, после которого я убедилась в правоте слов главы района и верю: работы по сохранению города-памятника продолжатся. Хотя бы потому, что они не прекращались, финансировались государством все последние сорок лет! А уж эти сорок лет не только для Енисейска, для всей страны были ой-ёй какими!
Об этом журналистам рассказал начальник управления архитектуры администрации Красноярского края Константин Шумов. Почему слова архитектора убедили меня поверить в светлое будущее города? Да потому что над реставрацией уникального храмового зодчества города-памятника работает молодёжь. Шумов показал нам студенчиские дипломные проекты, на которых енисейские сокровищницы одна за другой встают из забвения. Что-то уже обрело свой прежний вид в камне, что-то ещё ждёт своей очереди. И я верю – дождётся! Главное, чтобы они не исчезли с лица енисейской земли так же бесследно, как Абалацкая, Преображенская и Христорождественская церкви. Их уже не восстановить.
ЗАЧЕМ? ВРЕМЯ ОТВЕТИТ, ЖИЗНЬ ПОКАЖЕТ
На круглом столе прозвучал журналистский вопрос, который до сих пор не даёт мне покоя. Может, он был провокационным, не знаю. Тем не менее, я пытаюсь для себя найти на него ответ.
– А для чего всё это? Реконструкция, реставрация… мы потратили миллионы на всё это, а зачем, ради чего?– так был задан вопрос из зала.
Он, честно говоря, шокировал (и не только меня). Только вчера на медиафестивале «Спас на Енисее» мы говорили об Енисейске как о возрождающемся центре духовности, единения людей. Сравнивали атмосферу, царившую на юбилейных торжествах с шукшинскими чтениями, где к монументальному подножию всенародно любимого писателя в деревню Сростки стекаются сотни тысяч людей. Они едут на Алтай, чтобы почувствовать ставший сейчас редкостью дух народного единения, не спрашивая «зачем?». Не тот дух, с которым выходят на Болотную в Москве. Другой, которого сейчас всем не достаёт, и ради которого люди едут за тысячи километров, на родину ли писателя на Алтай, на юбилей ли города в Енисейск. Оказывается, всё слова, и мы спрашиваем – «зачем?» …
Есть ещё одна духовная ценность – память. Если бы первопроходцы енисейского края вместо того, чтобы выполнять царский указ осваивать новые земли задавались этим риторическим вопросом, то не знаю, в пределах какого государства мы бы сегодня жили. Не сидеть бы нам сейчас в славном городе Енисейске, не любоваться золотыми маковками церквей и монастырей, которые, зачем-то возводили передовые люди своего времени. Спасибо им за это большое! Они ковали славу города, а их потомкам видимо, предопределено хранить память города. Не спрашивая «зачем?», потому что без памяти мы – никто. А память жива, пока жив город, пока его ворота открыты для людей.
Туристическое будущее города Енисейска очевидно. Не зря ж его называют – город-памятник!
лине ЧЕРКАШИНОЙ.
Источник: http://graninow.ru/news/2019-08-28/8881/