В этом году исполняется 200 лет с момента основания Градо – Енисейской кладбищенской Входоиерусалимской церкви, ставшей одной из последних культовых построек в городе. Согласно источникам, храм возводился в местности «Абалак», ранее принадлежавшем Туруханскому Троицкому монастырю и находившийся за речкой Лазаревкой (ранее Абалацкой). Монастырь имел подворье и соляные склады, являясь на тот период одним из монополистов в области солеварения и главным конкурентом Енисейского мужского монастыря в этой сфере. Так же Туруханский монастырь имел здесь и свою церковь в честь иконы Владимирской Божьей матери, при которой острожные пушкари и «черные люди» погребали умерших. В 1764 г. при урезании монастырских владений, местность «Абалак» перешла в состав городских земель.
Клировые ведомости за 1859 г. и 1905 г. свидетельствуют, что начало строительству Входоиерусалимской церкви было положено в 1801 г. «тщанием енисейского купца Матвея Хороших и доброхотных дателей». Хотя по мнению Г. Фаста, еще «Жители Кузнечной слободы в 1799 г. решили построить вместо деревянной каменную на свои средства». Новая церковь была приписана к городской Христорождественской церкви. Строившийся храм состоял из двух пределов: холодный – Входа Господня в Иерусалим и теплый – Во имя все святых. При церкви так же располагалась каменная часовня, выстроенная купцом Дмитрием Мингалевым в 1864 г. на месте деревянной церкви Туруханского монастыря. С именем Д.А. Мингалева, служившего при храме старостой, связаны и другие преобразования, сделанные им во благо обители. В 1866 г. он на свои средства устанавливает вокруг кладбища новую деревянную ограду и закладывает кедровый парк. Интересно, что на 2001 г. на территории бывшего некрополя числилось 94 дерева хвойных пород – 4 сосны обыкновенной и 90 деревьев сосны сибирской (кедровой), а так же группа перестойных деревьев лиственных пород (береза и тополь). При этом, возраст кедров датировался от 80 до 180 лет, а еще 4 дерева были оценены комиссией как имеющие возраст в 240 лет.
Входоиерусалимская церковь была достроена к 1819 г. и представляла собой в плане продолговатый четвероугольник, расширенный в середине, с западной стороны расположилась четырехгранная двухъярусная колокольня с девятью колоколами, а четыре главки и кресты были вызолочены. В разные годы пожертвования на храм вносили: иркутский купец В.М. Сибиряков, енисейские купцы М.Ф Хороших и З.Т. Толстых, пировские крестьяне и прочий люд. В 1817 г. в холодном пределе на средства М.Ф. Хороших был установлен иконостас. В 1819 г. Енисейск посетил Сибирский генерал – губернатор М.М. Сперанский, который, нашел здесь «патриархальную простоту». Так же он присутствовал на освещении Входоиерусалимской церкви. Как пишет А.И. Кытманов в своей «Летописи…»: «Он пришел в церковь с первым благовестом, не застав там никого из духовенства. Архимандрит, узнав об этом, был очень удивлен и, вероятно, напуган». Позднее, в 1821 г. на колокольню был поднят колокол, весом в 51 пуд, изготовленный в Тюмени. За время своего существования храм не изменил своего архитектурного облика, уцелев в сильном пожаре 1869 г. До сегодняшнего дня до нас дошло несколько его изображений с открыток 1906 г., часть из которых хранится в фондах Енисейского музея.
В 1930 г. начался активный разбор храма, а затем перестало существовать и находившееся при нем кладбище. Важно заметить, что на этом некрополе были погребены многие известные жители города, например: врач – гуманист Ю.Н. Васильев или ссыльный М.О. Маркс – один из основателей Енисейского музея. В советское время на территории бывшего Абалака была выстроена общеобразовательная школа № 5, а так же ДК. В начале 2000-х школа так же была снесена. Сегодня на этом месте существует культурно – историческое пространство города, и только памятный крест сегодня, установленный усилиями Общества Родослов и городских властей, напоминает о грациозном призраке в тени вековых кедров.