Под самый «занавес» XIX столетия Енисейск посетила пианистка Ольга Дюбуан. К сожалению, сведения об этой без преувеличения интересной женщине сегодня изобилуют неполнотой. Известно, что она родилась в Москве, здесь окончила консерваторию, а затем продолжила свое музыкальное образование под руководством профессора Мошелеса – близкого друга Мендельсона — в Лейпциге. Е.В. Рудникова, ссылаясь на интервью, данное самой пианисткой во время новозеландского турне, пишет: «О. Дюбуан сообщила, что имеет французское происхождение, но родилась и выросла в Москве. Ее мать преподавала французский язык девочкам из знатных семей в императорском училище. После выхода на пенсию, заслуги матери были щедро вознаграждены царским двором, в том числе – оплатой обучения в консерватории г. Лейпцига». После учебы к молодой девушке пришла страсть к кругосветным путешествиям, не зря современники в последующем нарекут ее «кругосветной пианисткой». Ее первое путешествие продлилось семь лет (с 1868 по 1875 гг.). Она проехала с концертами Европу: Италию, Германию, Францию и Грецию, побывала на Кавказе и в Крыму, ей покорился Египет, где Дюбуан посетила одну из его древних столиц – Мемфис. Вскоре после этого она вернулась домой к матери, но неизвестные уголки мира манили ее, и уже летом 1875 г. она вновь отправляется в очередную «кругосветку», зарабатывая по пути концертами. Уже в 1876 г. она находится в Индии, где во время визита принца Уэльского, дает концерт в Калькутте. Затем ее путь лежал на о. Цейлон и Австралию. А потом состоялось то самое новозеландское турне Ольги в августе 1879 г., на концертах которого она неизменно поражала слушателей отличным владением инструмента, «лишенным вычурности, манерности и излишнего артистизма. По мнению критиков, все это в купе со скромной одеждой и стройной осанкой приводилось как пример для подражания для новозеландской молодежи.
И вот, Ольга Дюбуан вновь гастролирует по Сибири, по которой уже проезжала во время своего турне 1870-х гг. В 1891 г. она приезжает в Енисейск, где в здании Общественного Собрания, выстроенного на средства купца В.М. Харченко, дает два своих концерта. Как встретил известную пианистку Енисейск, и как к ее талантам отнеслась здешняя публика? На этот вопрос проливает свет любопытная заметка в газете «Сибирский Листок», корреспондент которой писал следующее: «Несколько дней тому назад разнесся слух, что в Енисейск прибудет знаменитая своим кругосветным путешествием пианистка госпожа Ольга Дюбуан, приглашение оказать ей содействие прибыли из разных мест». Именно в здании Общественного Собрания, обладавшего необходимой сценой, 25 января (по старому стилю) впервые выступила Дюбуан перед енисейским зрителем. Здесь нужно отметить, что в ее репертуар входила масса классических произведений Шумана, Шопена, Рубенштейна, Бетховена, Верди и Контакки. Кроме того, она исполняла и музыкальную пьесу «Газель» — вещицу собственного сочинения, написанную во время путешествия по Кавказу. Перед выступлением, Ольга рассказала о своих приключениях собравшейся публике, о чем корреспондент «Сибирского листка» не без иронии написал так: «Не знаю, впрочем, была ли у нее рекомендация от султана или от персидского шаха, но должно было быть нечто вроде этого, так как рвение относительно раздачи билетов было изумительное: что называется «честью просили»». Кстати, цена билетов была относительно невысока – всего по 50 копеек за место, начиная с четвертого ряда, поэтому к началу выступления, театр оказался полным.
Концерт состоялся, но был ли доволен неискушенный енисейский зритель? Здесь вновь придется обратиться к единственному дошедшему до нас отзыву современников в лице корреспондента «Сибирского Листка»: «Я не позволю себе сказать, чтобы госпожа Дюбуан дурно играла, нет, это было бы несправедливо, но справедливость требует так же сказать, что она обладает талантом весьма умеренным. Выходя из театра, один, весьма почтенный енисеец захотел узнать мое мнение об ее игре и, услышав не особенно высокий отзыв, сказал: «все — таки приятно играет»». Второй концерт Ольги Дюбуан так же прошел на сцене Общественного Собрания 28 января, показав, на этот раз, весьма умеренные сборы. Безусловно, мнение одного корреспондента вовсе не представляет собой показатель того: имела Дюбуан успех в Енисейске или нет, но, быть может, именно отмеченная новозеландскими критиками простота исполнения музыкального материала в этом случае сыграла с нею злую шутку, отчего некоторые сочли ее игру излишне простой. При этом нельзя сказать, что завсегдатаи Общественного Собрания были людьми избалованными в плане интересных концертов, но стремление к излишней пышности во всем не могло не оказать своего влияния и на их музыкальные предпочтения. Далее ее путь лежал в Иркутск, где она так же дала концерты 21 февраля в доме Н.П. Попова, возможно продолжив свое турне до конца 1891 г. Увы, дальнейшие следы «кругосветной пианистки» теряются в переулках истории…