Енисей помнит многие славные имена бесстрашных первопроходцев, открывателей новых, ранее неизведанных его уголков. Река – это не только житница региона, в разные времена служившая наполнителем потребительской корзины населения, не только важная судоходная артерия, это и своего рода, некий конгломерат памяти, хранящий в себе следы исторических событий. Большой вклад в исследование бассейнов местных рек внесли лоцманы. Примечательно, что лоцманское дело известно с античных времен, упоминание о нем встречается у древнеримских авторов Овидия и Цицерона. Примерно тогда же они получают классификацию на «дальнеморских» и «прибрежных».В последующем, с развитием лоцманского дела, правила о них закрепляют в документах правового характера. Любопытным примером здесь может служить Морской консулат XIII-XIV вв. Данный консулат содержал нормы частного морского права, выработанных на основе обычаев мореплаванья, применявшихся в северо –западных водах Средиземного моря. В России официальное учреждение лоцманской службы относится к 1709 г. Отныне лоцманы стали зачисляться на государственную службу с объединением в лоцманское общество, которое находилось в ведомстве Адмиралтейства. Специалисты такого характера требовались при освоении морских и речных коммуникаций. В этом плане, бассейны крупных сибирских рек оставались в категории малоизученных, лоцманских карт на них практически не существовало. Поэтому, вXIX столетии в изучении их просторов принял участие специалисты частных и казенных компаний, среди них — Павел Трефильевич Воронов, на сегодняшний день признанный одним из старейших лоцманов Енисейского бассейна.
Павел Трефильевич родился 19 ноября 1878 г. в небольшом селе Кежемском Кежемской волости Енисейского округа в семье крестьянина. Как в последующем вспоминал сам Воронов: «В восемнадцать лет я ушел на производство, на взрывные работы по Ангаре[…]; три года в Ангарском пароходстве пока строилась Сибирская железная дорога. Все части тяжелые: котлы, рельсы – все пароходство перевозило до порога «Падун», а там приходили пароходы Иркутска. Я работал на катере «Стрела» рулевым так же три года».1 В те годы на этом паровом катере совершал поездки инженер М.В. Черенцов, осуществлявший разработку судовых условий реки Ангары. П.Т. Воронов прослужил в «Ангарской флотилии» до ликвидации предприятия в 1899 г. За период службы он зарекомендовал себя как «ревностный и понятливый служака».2 Казалось, что с судоходством покончено – Павел Трефильевич возвращается в Кежемское, где вместе с отцом занимается земледелием, охотой и рыболовством.
Об умелом матросе вспомнили в 1904 г., когда этнографической экспедиции Императорского Русского Географического Общества (ИРГО) понадобился проводник по здешним местам. П.Т. Воронов подошел к этой роли прекрасно. По словам участника экспедиции, помощника хранителя Этнографического отдела Русского музеяА.А. Макаренко: «Он оказал весьма полезное содействие по сбору сведений о быте местного ангарского населения, о зверином и рыбном промыслах, чем он занимался с большим увлечением и отличным знанием дела».3 Уезжая с Ангары, А.А. Макаренко оставил поручение: собрать ловушки для зверей и дать им описание. Павел Трефильевич эту работу выполнил отлично, и его коллекция была приобретена Этнографическим отделом Русского музея. В 1906 г. он числится в категории служащих при Красноярском управлении водными путями, в его задачи входила «обставка» фарватера реки Енисей. Чуть позднее был переведен техническим рабочим на разработку Казачинского порога, оставаясь участником экспедиций 1907-1908 гг. А.А. Макаренко писал: «Основываясь на сведеньях Воронова о расселении тунгусов по Подкаменной Тунгуске, я предпринял экспедицию с целью изучения быта этого народа и сбора этнографических коллекций. П.Т. Воронов состоял одним из моих спутников. Причем проявил необыкновенную энергию и осмотрительность, будучи кормчим при экспедиционных лодках, которые пришлось вести ему по бурной, порожистой и незнакомой ему Подкаменной Тунгуске на протяжении 900 верст».4 За содействие, оказанное экспедиции, Павел Трефильевич в 1909 г. был награжден бронзовой медалью. Интересно отметить, что Воронов собрал обличительный материал о беспощадной эксплуатации русскими торговцами коренного населения, следствием чего стало появление разгромных статей, написанных сотрудниками Русского музея: «Эксплуатация тунгусов на реке Катанге» и «Торговая вакханалия на реке Катанге».
К 1912 г. П.Т. Воронов записывается в красноярские мещане и в том же году -служащим «Торгового дома» Ивана Алексеевича Швецова, но с этнографическими экспедициями не порывает. ИРГО постоянно нуждается в его консультациях и сопровождении. Так в 1913-1914 гг. он во время поездки по делам фирмы, приобрел для Русского музея одежду, бытовые вещи и предметы культа у тунгусских племен. Павел Трефильевич проработал на фирме И.А. Швецова, во владении которого в Енисейске находился кожевенный завод, до разгара Гражданской войны на территории Енисейской губернии. Стоит отметить, что он, несомненно, пользовался доверием Ивана Алексеевича, о чем наглядно говорит сохранившееся письмо, адресованное на имя П.Т. Воронова: «Милостивый государь, Павел Трефильевич. Настоящим уполномочиваю Вас от моего имени вести переговоры, касающиеся моего кожевенного завода, получать, где потребуется справки и делать таковые, получать деньги от разных лиц и учреждений, производить покупку сырья и материалов, ходатайствовать перед подлежащими учреждениями о получении для завода сырья и материалов и беспрепятственном их провозе, а так же явиться моим представителем по всем другим вопросам, которые могут возникнуть из дел кожевенного завода».5В последний раз Воронов упоминается в документах «Торгового дома» в декабре 1919 г., после чего события общественного –политического катаклизма, захватившего и сибирские регионы, вновь не оставили не удел бывалого речника. В 1921 г. он поступает на службу в музей Приенисейского края на должность коллектора с разрешением охоты на пространстве Енисейской губернии.Согласно свидетельству, выданному ему за № 822, предъявитель данного свидетельства является «сотрудником Музея Приенисейского края, занимающийся колектированием с научной целью птиц и зверей, а потому ему разрешается научная охота на пространстве Енисейской губернии, с правом производить стрельбу и ловлю птиц и зверей во всякое время года, а так же собирание гнезд и яиц птиц».6
После национализации всего частного флота на Енисее, новая власть нуждалась в специалистах. В 1931 г. создается Енисейское речное пароходство с конторой в Красноярске. А в 1934 г. строится Красноярский речной порт. К этому времени Павел Трефильевич Воронов один из старейших лоцманов Енисейского бассейна, первооткрыватель судоходства рек Пясины, Нижней и Подкаменной Тунгуски. На Енисее появляются новые суда, требующие определенного фарватера плаванья – большие теплоходы. Интересно, что первый теплоход появился здесь в 1938 г. под наименованием «Иосиф Сталин». Для бывалого лоцмана вновь нашлась работа. В 1935 г. он, проживая на тот момент в городе Енисейске на ул. Лазо, вновь поступает на службу в пароходство. С началом Великой Отечественной войны, на речной флот были возложены дополнительные нагрузки. В 1943 г. указом Президиума Верховного Совета СССР речной транспорт СССР переведен на режим военного положения. В это непростое время П.Т. Воронов служит лоцманом на Нижней Тунгуске. По окончанию боевых действий Павел Трефильевичбыл награжден медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.». В 1946 г. ему присвоено звание «Лучший лоцман Енисейского бассейна», а в 1947 г. он удостоен значка «Отличник социалистического соревнования». Корреспондент газеты «Большевик Енисея» так отзывался о нем: «Более двадцати лет работает лоцманом на Нижней Тунгуске Павел Трефильевич Воронов. За долгие годы плаванья он накопил богатый судоводительский опыт, который передает молодым речникам. Отлично зная Нижнюю Тунгуску, тов. Воронов без единой аварии провел по ней не один десяток судов».7В том же, 1947 –м тов. Воронову присвоено звание лейтенанта речного флота. Послевоенное увеличение речного флота в пятидесятых не оставляло без работы старого лоцмана. Несмотря на преклонный возраст, Павел Трефильевич вышел на пенсию еще в 1944 г., он продолжал службу. В 1950 г. ему удалось четыре раза без аварий провести теплоход «Владимир Ленин» от Туруханска до Ногинского графитового рудника. В 1955 г. он снова заключает договор с представителями Енисейского пароходства, честно проработав на флоте 56 лет. Умер Павел Трефильевич в 1963 г.
За годы долгой и безупречной службы Павел Трефильевич Воронов был удостоен множества похвальных отзывов и благодарностей. Но, пожалуй, лучше всех о нем сказал участник этнографических экспедиций 1904-1908 гг. А.А. Макаренко: «Воронов весьма интересный человек, вдумчиво – наблюдательный, много знающий — тип местного краеведа, могущего быть полезным обществу и науке. Он большой труженик, скромной жизни, честных правил поведения, доброжелательный и весьма отзывчивый человек».8
Научный сотрудник фондов ЕКМ
Ромашков Ю.В.