Енисейск с самого начала своего существования является видимыми центром православия на Сибирской земле. За свою уже более чем 400 — летнюю историю он пережил многое. Но всегда его облик венчали купола многочисленных церквей. Каждая из них заслуживает особого внимания, но сегодня наш рассказ будет посвящен первому каменному собору в Сибири, строению, пережившему настоящее возрождение после долгого периода запустения, буквально «возродившемуся из пепла» – Богоявленскому собору.
В исторических документах первое упоминание Богоявленского собора датируется 1647 годом. Тогда он совершенно не походил на то здание, чей колокольный перезвон ежедневно радует сердца жителей города. В те времена на его месте располагалась деревянная церковь Богоявления. Как и другие деревянные здания, она была уязвима перед стихией. Оправившись от большого наводнения в 1647 года, она еще почти полвека встречала прихожан. Но, как говорили старожилы Енисейска «лучше пережить несколько наводнений, чем один пожар». Огонь уничтожил церковь в 1703 году.
Храм был так любим жителями города, что они не смогли смириться с его утратой. Обращение к тобольским властям принесло свои плоды. Челобитная на выделение железа для строительства уже каменной церкви была подписана дворянином Симеоном Дмитриевым и подьячим приказной избы Федором Красильниковым.
Руководил строительством известный московский каменщик Федот Чайка. Удивительно, но один из самых больших соборов Енисейска был построен руками двенадцати енисейских казаков всего за 4 года (1708-1712 гг.)! Тогда Богоявленская соборная церковь впервые буквально «возродилась из пепла». Постепенно она становилась все больше. По грамоте архиепископа Антония был заложен северный теплый придельный храм Сергия Радонежского. Главный холодный храм Богоявления выстроен к 1750г. Южный придельный теплый храм Введения заложен 1758г. и завершен к 1764г. Никольский придел над папертью устроен в 1760г. купцом С. Трескиным.
И опять в судьбу церкви вмешался огонь. После майского пожара 1778 года она нуждалась в ремонте, и к 1780 году она приняла свой окончательный облик. Внимательный горожанин или турист заметит, что некоторые части церкви отличаются между собой. Здесь можно увидеть не только знаменитое «сибирское барокко», но и другие архитектурные стили. Все это следы работы самых разных людей в первое столетие жизни каменного строения.
Современники особо отмечали богатое внутреннее убранство: иконы были украшены драгоценными металлами, имелась библиотека и читальня. Особого внимания удостаивались колокола: их общий вес составлял 440 пудов 17 фунтов меди, а один из них был примечателен тем, что отлит в Амстердаме в 1634 году. В церкви проходили светские чтения, благотворительные мероприятия, регистрировались браки, акты рождения и смерти. Богоявленский собор играл значимую роль в городской жизни.
Но в 1869 году в его размеренную жизнь вновь вторгся огонь городских пожаров. Самый страшный и разрушительный пожар случился 27 августа. Он разрушил почти весь город, а белоснежные стены Богоявленского собора стали черными от копоти и сажи. Не смотря на то, что пожар изменил жизнь енисейцев, они не перестали заботиться о судьбе собора. Благодаря пожертвованиям купца Матонина и общим усилиям горожан, Богоявленский собор был полностью восстановлен.
Продолжение следует.