Мы продолжаем рассказывать историю одного из старейших храмов Сибири – Богоявленского собора.
В пожаре 1869 года Богоявленский собор уцелел, он стоял как «Свеча перед Богом», но сильно пострадала колокольня. Как пишет епископ Никодим: «колокола выглядывают в окна, засевши на стене во время падения и не успев ни упасть, ни растопиться».
Сам храм потерял кресты и главы; пять окон вынесла огненная буря, пронесшаяся с юга и запада. Но внутри приделы храма остались совершено невредимы. Осталась новая позолота иконостаса. Огонь не тронул ни одной иконы; драгоценные ризы на них сохранились. «Персть Божiй есть сie!», восклицает епископ. А.И. Кытманов добавляет в своей летописи, что в соборе сгорели все деревянные лестницы и иконостасы в боковых приделах, но из восьми колоколов расплавились только два малых (3 пуда 19 фунтов и 2 пуда 2 фунта) и один средний (21 пуд).
Церкви восстанавливали всем миром. Епископ Никодим передал енисейскому духовенству 1000 рублей своих личных денег и написал ходатайство в Синод с описанием бедствия и просьбой о помощи. Пострадавшие от пожара 27 августа 1869 г. енисейские церкви уже в 1870 году начали исправляться, частью на свои церковные суммы, а частью на деньги, пожертвованные церковными старостами.
Большинство забот по восстановлению храма легли на плечи настоятеля собора о. Павла Любомудрова. Прибывший в 1873 г. на должность настоятеля и благочинного городских церквей Дмитрий Иванович Евтихиев быстро сумел завоевать расположение местного общества.
С прихожанами всегда жил он дружно, а на толстосумов умел как-то влиять в желательном направлении. Никому более, как только ему, удалось склонить супругов Матониных к таким пожертвованиям, какие они сделали на соборный храм. Так пожертвовали они 20 тысяч руб., чтобы доходы с них шли на содержание храма притча и хора; по его советам сделали они напрестольные облачения во всех трех приделах,… Наконец, отливка 700 пудового колокола «Аверкий», как гласит надпись, — это прямое настояние отца протоиерея, пожелавшего попутно увековечить, видимо, и свое имя, отлитое на колоколе.
Стены Богоявленского собора многое помнят. Помнят мастеров, которые восстанавливали его после пожаров 1703 и 1869, помнят звон колокола с именем Аверкий. Помнят, как медленной поступью входили в храм прихожане приписных деревень: Нижнепашенной, Озерной, Ожиговой, Нифантьевой и Епишиной.
Помнит Собор, как в день Богоявления совершался крестный ход на Енисей для водосвятия, а 8 июля вокруг города, да еще в 9 пятницу после Пасхи в часовню д. Нижнепашинной.
В Соборе крестились, венчались и уходили в жизнь вечную многие поколения енисейцев.
Он являлся родной церковью для семей Евсеевых, Башуровых, Белых, Матониных и Востротиных, Цихилевых, Лалетиных, Дементьевых, Полежаевых, Григоровых, Михайловых, Глазковых, Агарских, Орловых и Барковых, Миндаровских, Щербаковых, Ставровских и Марамыгиных, Вициных и Дорониных, Толкачевых, Кучер, Подвысоцких и Гундобиных.
И не забудет он, как полетели колокола, как срубались кресты с могил, расположенных в ограде…как стоял обезглавленный, как некогда пятиярусная колокольня была перекрыта по шатровому типу и украшена навершием разрушенной каланчи. С 1938 по 1946 Собор относился к Автотранспортной конторе и служил гаражом, а позже стал котельной.