Мы продолжаем рассказ об истории Богоявленского собора – одного из старейших храмов Енисейской Сибири.
В предыдущей статье мы остановились на довольно тяжелом этапе существования Богоявленского собора. С приходом советской власти он не просто утратил колокола, он потерял прихожан. В его стенах сначала располагались гаражные боксы, а затем котельная. Но даже в эти тяжелые для храма времена, происходили первые шаги к его «возрождению».
В 1970 году Енисейск был внесен в список из 115 исторических поселений России, в 1995 собор включен в реестр объектов исторического и культурного наследия Российской Федерации, а с 2000 года он вместе с другими объектами помог нашему городу попасть в предварительный список Всемирного Наследия ЮНЕСКО.
В 2004 г. Комитетом по охране и использованию памятников истории и культуры администрации Красноярского края под руководством А.Ю. Тарасова, было организовано предварительное археологическое обследование территории г. Енисейска для изучения культурных слоев в городской среде.
Первые работы по восстановлению и реставрации каменного здания Богоявленского собора начались в 2009 году. Были уточнены границы Богоявленского некрополя, обнаружено уникальное по своему устройству групповое захоронение начала XVII века с южной стороны собора.
Исследование захоронений, позволило ознакомиться с артефактами как «дорусского», так и русского времени, происходящих из культурного слоя, разрушенного строительством собора. Материалы «дорусского» периода представлены кварцитовыми сколами, фрагментом прямого утолщенного венчика украшенного накольчатыми оттисками с наклонными прямыми насечками на внешнем ребре, костяным наконечником стрелы. Ко времени существования Енисейского острога XVII – XVIII вв. относятся найденные железные обувные подковы, фрагменты сероглиняной и поливной керамики, кованые гвозди, торцы сгоревших бревен.
Археологами были изучены как абсолютно целые погребальные комплексы, так и фрагментированные захоронения. Погребальный инвентарь могил представлен четырехконечными крестами-тельниками, отлитыми из олова, серебра и медносодержащих сплавов, был найден фрагмен оплечья, расшитого серебряными нитями, украшенного перламутровыми бусинами и стеклянным бисером, куски ажурного шитья, налобная тканая перевязка с кистями на концах; фрагменты шнуровых золоченых позументов; медная пуговица; нумизматический материал (денга 1747, денга 1748).
Были уточнены границы некрополя собора, существовавшего там с XVII по конец XIX века, фундамента железной решетчатой ограды с кирпичными устоями, сооруженной в 1826 г, а так же обнаружено основание крыльца-паперти собора представляющие собой массивные плиты песчаника выложенных в несколько рядов, эти плиты мы можем видеть сейчас про входе в храм. Также в слое строительного мусора, были обнаружены фрагменты бронзового колокола рухнувшего при пожаре 1869 года.
Также во дворе Богоявленского собора археологи обнаружили пороховой погреб, который функционировал с конца XVII до начала XVIII века и представлял собой трехкамерный подземный сруб с каменным входом, специалистами было выявлено два этапа его строительства: на месте первого был возведен второй, из более крепкого, но при этом редкого строительного материала – кирпича. В данный момент погреб законсервирован. Был разработан проект создания в этом месте подземного музея с реконструкцией существовавшего склада в котором возможно было бы возможно размещение исторического материала, добытого археологами за время раскопок.
Сейчас Богоявленский собор вновь гордо возвышается над историческим центром Енисейска. О современном периоде его жизни и перспективах храма, буквально возрожденного из небытия, читайте в следующей, финальной статье цикла.
В статье использованы фотоматериалы Виталия Иванова.