Двадцать лет назад, 17 мая, ушел из жизни енисейский художник, единственный, кто писал в стиле наивного искусства и делал это так прекрасно, что люди, знающие его, до сих пор о его творчестве говорят с теплом. Конечно, этим человеком был Иван Никитович Животов.
Животов Иван Никитович родился 3 сентября 1936 г. в селе Шевченково Харьковской области. Во время Великой Отечественной войны проживал на оккупированной территории, поэтому был вынужден переехать далеко в Сибирь. В 1957 году обосновался в Енисейске со своей мамой и братом. После войны, спасаясь в Сибири от голода, было решено остаться здесь, так как близкие родственники помогли с трудоустройством, получить жилье и стабильную зарплату.
Иван Никитович рисовал с детства и никогда не забрасывал свое творчество, продолжая работать над ним. Рисовал в разных жанрах, но в основном пейзажи. Рисовал на том, что есть, будь то кусок картона или ДВП, так как подготовка и создание холста занимали много времени, которое он не хотел терять, использовав любые краски, вплоть до бытовых, разводя нужные цвета с белилами. Несмотря на должность рабочего, станочника и пилостава в Нижне-Енисейской сплавной конторе, Иван Никитович не бросал заниматься любимым делом и бесконечно писал свои картины. Через какое-то время судьба свела его с Голых Константином Семеновичем, одним из основателей творческого объединения «Енисей». Иван Никитович успешно влился в этот коллектив, с которым очень тесно общался, перенимал опыт, навыки и знания, с чем и повышал своё мастерство, и с наступлением пенсии, полностью отдал себя живописи. Не просто рисуя, а перенимая опыт своих товарищей художников, приходил в Енисейское Педагогическое Училище, смотрел, как учат студентов грунтовать холсты, и записывал себе в блокнот алгоритм работы и другую полезную информацию. В более преклонном возрасте начал выезжать с творческим объединением «Енисей» на пленэр, а до этого всегда рисовал свои картины из головы и по памяти.
С 1981 года стал членом объединения «Енисей» и в этот же год первые его работы представились перед зрителями. Зритель сразу же открыл для себя художника, с не похожей ни на кого манерой письма, и только с его чувственным взглядом на мир. На его картины очень хорошо реагировали иностранцы, так как работы других художников Енисейска их не впечатляли, потому что для них – академическая, правильная живопись не нова, и не вызывает те яркие чувства, то впечатление, которое смогли вызвать наивные, простые, но такие душевные работы, вышедшие из-под кисти Ивана Никитовича. Несмотря на это, он не понимал, за что его хвалят, потому что он не видел ничего такого в своих работах, а сам впечатлялся и восхищался работами других Енисейских художников, которые имели знания о том, как рисовать академически правильно. Получил прозвище «Сибирский Пиросмани».
Отдельно можно сказать о продуктивности Животова Ивана Никитовича – он писал очень много. Писал, хранил дома, дарил, продавал за гроши, в голодное время просто менял на хлеб. Работы его хранились везде, на заводе в цехах, на лесопилке, в доме культуры, очень много хранилось в пятой школе, в частных коллекциях, в музыкальной школе. В музее хранится больше ста двадцати его картин.
Самое замечательное в его работах то, что они позволяют самому дополнить картинку своим воображением, что не могут позволить картины реалистов. И глядя на его творения волей неволей можно уйти в то место, что он написал, и окунуться с головой в его творчество.