В 60-70 годах ХIX века ряд реформационных преобразований затронул почти все сферы общественной жизни. Результатами этих процессов были качественные и количественные изменения в обществе. В это время открывается большое число учреждений образования. Однако, перепись населения, проводимая в 1887 году, выявила тот факт, что 78,9 процентов населения страны не владеют грамотой. Наша страна занимала на тот момент едва ли не последнее место по уровню образованности населения среди европейских держав.
В 1917 году после Октябрьской революции было свергнуто Временное правительство, в результате чего к власти пришли большевики. Следующее десятилетие было не простым периодом в отечественной истории. В это время взят новый курс развития государства и это послужило предпосылкой к проведению ряда качественных изменений в политической и социальной сферах.
В период с 1917 по 1930 годы руководство страны принимает несколько ключевых для сферы образования нормативных актов.
Уже 9 ноября 2017 года для поддержки системы образования в стране был принят декрет об учреждении Государственной комиссии по просвещению. Этот орган сменил в своих функциях министра просвещения. В состав той комиссии были включены видные политический деятели, такие как Н.К. Крупская, М. Н. Покровский, П.Н. Лепешинский. Председателем комиссии был назначен А.В. Луначарский. На базе комиссии было создано несколько отделов. Один из них — Главное управление социального воспитания и политехнического образования детей (Главсоцвос Наркомпроса РСФСР). Новый созданный отдел заведовал деятельностью школ. Так же на базе комиссии создан был и Главный политико-просветительский комитет, иначе его называли Главполитпросвет.
26 декабря 1919 г. Советом Народных Комиссаров (СНК) был принят декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». В 1920 году Совет народных комиссаров принял декрет об учреждении Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности (ВЧКл/б), постановления которой имели обязательный характер. С этих пор организационными вопросами ликвидации безграмотности будет заниматься именно этот орган.
Сама ликвидация безграмотности не была самостоятельной целью, она служила средством для создания новой интеллектуальной модели человека-гражданина. Именно он и должен был поддержать идеи построения социалистического государства и общества.
Содержание декрета представляет собой краткое описание ключевых положений. Первый пункт декрета устанавливает как обязательное условие — обучение грамоте на родном или на русском языке граждан от 8 и до 50 лет. Характер мер ликбеза носил принудительный характер — к обучению привлекались в прядке трудовой повинности. Уклонисты привлекались к уголовной ответственности.
Для реализации цели было решено использовать народные дома, церкви, клубы, частные дома, помещения фабрик. Для обучающихся постарались создать благоприятные условия на производстве и в колхозах — их рабочий день был сокращен на два часа.
Установление сроков ликбеза отдано в введенья органов исполнительной и законодательной власти.
В это время по стране появляется большое количество пунктов ликвидации безграмотности. Эти пункты активно налаживают работу с предприятиями, военкоматами, колхозами.
В 20-х годах прошлого века такой ликпункт появляется и в г. Енисейске.
Для подготовки образовательного процесса требуются подготовленные педагогические кадры. Учителя из города Енисейска отправляются на педагогические кусы в г. Красноярск.
Помимо этого в Енисейске начинают свою работу двухмесячные курсы подготовки педагогов.
Сфера дошкольного образования тоже нацелена подготовку кадрового состава. Так в 30-х годах городе Енисейске работают курсы подготовки воспитателей.
А в 1946 году в Енисейске была открыта школа рабочей молодежи. Функционировала она до 2007 года.
Были в деле всеобуча свои энтузиасты, которые в 1925 году создали добровольное общество «Долой неграмотность». Отделения этого общества получили распространение по всей стране. Во главе этого общества стояли видные политические деятели, такие как Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, Н.А. Семашко. Задачи общества были предельно лаконичны – это ликвидация азбучной и политический безграмотности. 5 марта 1924 года отделение этого общества появилось в Енисейской губернии.
Общество ставило своей задачей содействие к проведению мероприятий по ликвидации неграмотности и малограмотности среди взрослого населения СССР: создавались школы, группы, члены которых вели индивидуальную работу по обучению неграмотных, а также проводили широкую политико-просветительную работу.
Среди енисейцев были те, кто ликвидировал безграмотность. Здесь следует отметить активистку- педагога Кобычеву Анастасию Матвеевну. Она долгое время проработала в школе № 45, была награждена Орденом Ленина. Педагогическая деятельность этого человека не раз была отмечена как руководством, так и учениками.
Педагоги всеобуча не редко испытывали значительные трудности в налаживании процесса обучения и организации дисциплины на рабочем месте. В запасниках музейной библиотеки храниться учебная и методическая литература, которая использовалась педагогами ликпунтов и школы рабочей молодежи.
Однако, несмотря на сложности, процесс ликвидации безграмотности имел под собой достаточно надежную базу. Как базовые составляющие можно отметить: кадровый резерв, совместную деятельность Исполкома, предприятий города и учебных учреждений, а так же деятельность партийной организации. Так, благодаря столь существенному толчку, задачи руководства страны удалось воплотить даже в самых далеких уголках нашей Родины.