Сегодня, в ночь с 6 на 7 января, православные христиане отмечают праздник Рождества. Рождество Христово — великий, торжественный день для всех христиан. В рождественскую ночь совершается праздничная Божественная литургия. В сам день Рождества верующие празднуют и пируют — «разговляются» (теперь разрешено есть не только постную, но и «скоромную» пищу). Двенадцать последующих дней после Рождества называются «святыми днями» или «святками».
Изначально в России Рождество праздновали так же, как и во всем мире – 25 декабря. С 1582 года Европа жила по своему календарю (григорианскому), а Россия – по более старому (юлианскому). Со временем возникла разница в несколько суток. И к 1918 году эта разница составляла целых 13 дней. После революции было принято решение перейти на григорианский календарь, но Русская православная церковь отказалась осуществлять этот переход, и Рождество продолжили отмечать 25 декабря с уточнением «по старому стилю», что соответствовало 7 января «по новому стилю».
В Енисейской губернии Рождество праздновали три дня с 25 по 27 декабря. Празднование сопровождалось гуляниями и ярмарками (в Красноярске рождественская ярмарка проходила с 20-го декабря по 10-е января), в каждом регионе существовали свои обычаи.
Шумные веселые святки начинались в Рождественский сочельник и длились до Крещенского сочельника. Во время святок собирались на семейные трапезы, совершали колядования, гадания, обряды, прославляющие Христа.
Ранним утром можно было увидеть, как дети группами по 5 -10 человек бегают по избам и славят: «Рождество твое, Христе Боже наш». После чего припевают:
«Славитё, славитё,
Сами про то и знаетё:
Я по булочку пришел,
По колачичек пришел,
И по шанешку пришел»
Собранные деньги «славельщики» и «колядовщики» делили между собой, а «подаяния натуральными продуктами» продавали или обменивали на нужные товары.
В день Рождества после церковной службы каждое семейство «предавалось отдохновению»: собирались по домам, встречали праздник и поднимали во время святок пир горой. С обеда появлялись первые гости, составлялись компании для последующих гулянок. Веселились за целый год. Пожилые люди обязательно делились мудростью с подрастающим поколением – какие приметы бывают, как болезнь отговаривать. Молодежь играла в «имальцы» – жмурки.
В Енисейске существовала традиция хождения со «звездой» в вечер Рождества. При этом пели песню с припевом «Виноградьё мое, красно-зеленое». «Виноградья» бытовали в основном на Русском Севере. Свое название этот тип песен получил от припева, который звучал через каждые одну или несколько строк. Фольклористы установили, что слово «виноградьё» означает сады. Цветущие сады – символ счастья, любви, удачи. Исполненное в святочный период такое песенное пожелание должно было гарантировать благополучие на весь следующий год.
Этнограф Алексей Алексеевич Макаренко писал: «В г. Енисейске ходят со звездою и поют. Ранее в этом хождении участвовали взрослые; теперь традиционно хождения со «звездой» поддерживают дети и юноши. Они группируются по несколько человек, вносят денежный сбор на устройство «звезды» и разучивают «Виноградьё». В Рождество берут «звезду» и путешествуют из дома в дом. Среди них один запевало, остальное – хор.
Подойдя к дому, запевало испрашивает позволение хозяина пропеть «Виноградьё» так:
«Прикажи сударь-хозяин,
Виноградьё спеть!
Если прикажешь, мы споем
Не прикажешь – отойдем»
Когда их впустят в дом, пение продолжается в таком порядке: запевало начинает, хор после каждой строфы поет припев: «Виноградьё, красно-зеленое!»
Уникальность енисейского «виноградья» в том, что в его состав включена былина о Соколе-корабле – текст, связанный с освоением Сибири.
По синему морю немного-немало – 12 лет, не вставая на якорь, ходил-гулял Сокол-корабль. Корабль был разукрашен, «золотым гвоздем сколочен». На борту было три соборные церкви, три базара, три бани. Хозяином Сокола-корабля был Илья Муромец, кормой правил Полкан-богатырь, Добрыня Никитич был палубщиком, Алеша Попович – накидчиком. Задумал однажды турецкий хан разбить Сокол-корабль, Илью Муромца в плен взять, а остальных богатырей убить. Но смогли богатыри корабль отстоять и жизни свои спасти.
Участники обряда носили макет звезды – коляду. Енисейская «звезда» с изображением Сокола-коробля с богатырями подробно описывалась в трудах этнографов. В 1865 году на «звезде» изображалось:
«…корабль, нос которого вроде змея, на корме Полкан-богатырь, на палубе Добрыня, Илья Муромец и Алеша Попович; потом три церкви, солнце, месяц и звезда; турецкий город; море, где турки на катерах, на корме флаги».
«Звезда» имела наружную часть и внутреннюю. Внутренняя часть – это промасленная бумага. Внутри расположены рога, между ними держащее свечу укрепление. Таким образом, сквозь промасленную бумагу был виден рисунок корабля. «Звезда», которую носила по улицам веселая толпа, бывала около полутора метров в диаметре.
Каждому времени присущи свои традиции, многие обряды не сохранились, сейчас Рождество встречают тише. Светлый праздник стараются отметить в кругу семьи, приготавливают специальные блюда, посещают церковные службы.