Профессия педагога во все времена была одной из самых ответственных и важных в обществе. Главным образцом, на который ориентируется ребенок в период взросления, является его учитель. Кроме вполне понятной задачи – научить, передать знания по предмету, в задачи учителя входит и передача духовных ценностей, традиций и личного опыта. Не каждому это под силу, поэтому в этой профессии почти нет «случайных» людей.
Сегодня мы хотели рассказать вам немного об удивительном человеке, который как раз является «неслучайным» в своей профессии. Это учитель мужской гимназии Роман Абросимович Френкель.
Не все страницы его жизни нам известны. К сожалению, ни енисейский музей, ни городской архив не владеют полными биографическими данными этого человека, а в метрических книгах, которые хранятся в музее, нет записи о дате его рождения. В музее хранится лишь воспоминания коллег и знакомых знавших педагога, но это не мешает нам составить портрет учителя.
Ветеран педагогического труда Сергей Михайлович Наумов так вспоминает об учителе гимназии Романе Абросимовиче Френкеле: «Это был очень начитанный и эрудированный человек. Знал несколько языков, преподавал зоологию, знал физику. Человек он был замкнутый, я его ни разу не видел где-нибудь в общественном месте или на улице в компании с кем- либо. Вообще преподаватели гимназий свысока смотрели на учителей городских училищ, мы почти не общались. Близким другом Френкеля был Курочкин, тоже поклонник эсперанто. Вместе они ездили на съезд эсперантистов в Лондон».
А вот как отзывались о личности Романа Абросимовича старожилы нашего города Першины «Роман Абросимович Френкель работал преподавателем и директором мужской гимназии. Выделялся из всех преподавателей эрудицией, держался всегда как-то особо, был замкнутым. Говорил на русском не совсем чисто».
Обратившись к другому источнику, письму сына лучшего друга Романа Абросимовича – Константина Васильевича Курочкина, мы узнаем о том, что Френкель был представителем еврейской национальности. Он был дважды женат. Первая его жена трагически погибла в результате отравления. Вторая жена была учительницей гимназии. Воспитывал дочь от первого брака. В Енисейске педагог проработал до революционных событий 1917 года, проживая в самом здании гимназии, а потом переехал в г. Красноярск, где заведовал детской трудовой колонией.
Когда Роман Абросимович работал в должности директора гимназии, им было сделано очень многое. В воспоминаниях за 1910 год секретарь Городской Управы Михаил Прокопьевич Миндаровский пишет о том, что теснота двора мужской гимназии, не имеющей даже небольшого сквера, побудила директора учреждения обратиться в городскую думу с ходатайством об уступке для нужд гимназии свободной площади между оградами Соборной и Преображенской церквей. Среди гласных Думы и обычных горожан по этому поводу было масса споров, суть которых сводилась к тому, что это нововведение может создать предпосылки к нарушению спокойствия во время богослужений. Однако городские чиновники уступили, разрешив устройство сада с сохранением проезда к храму. Роман Абросимович занялся обустройством сада, который гармонично слился с бульваром, а случаев нарушения спокойствия и тишины впоследствии отмечено не было. Но не только территория гимназии требовала изменений, преобразования были необходимы для всего заведения в целом.
Гласные городской думы не раз ходатайствовали перед правительством о преобразовании местной шестиклассной прогимназии в полную гимназию, но это дело не двигалось дальше, и лишь приезд иркутского генерал- губернатора Кутайсова помог поставить точку в этом вопросе. Так, 19 января 1905 года, городской голова получает телеграмму от Кутайсова, где сообщается, что утвердительно решен вопрос о преобразовании учреждения и целевом выделении средств на нужды гимназии. Для обустройства кабинета физики была выделена достаточно внушительная сумма государственных ассигнований – это 4000 рублей. Роман Абросимович Френкель взял на себя ответственность в реализации этих средств по обустройству кабинета физики. За время его руководства количество гимназистов значительно возросло. Он показал свою активность не только в педагогической деятельности, но и как инициативный участник гимназической жизни. Есть упоминания, что именно он написал гимн гимназистов, а так же инициировал совместные выступления воспитанников женской и мужской гимназий в художественной самодеятельности.
В 1970 году прошлого века на адрес Енисейского музея пришло письмо из США от участника (авт.) эсперантской энциклопедии, где он сообщил о том, что Роман Абросимович Френкель является автором нескольких статей и переводов на эсперанто. Гражданин Соединенных Штатов в своем обращении запрашивал справочную информацию о биографии педагога для публикации данных в энциклопедии, но предоставленные данные оказались достаточно скупы.
Старожилы и выпускники оставили воспоминания о Романе Абросимовиче Френкеле, как о человеке особенном и разностороннем. Более десяти лет своей жизни педагог отдал любимой работе, дорогим воспитанникам. Известно, что эти годы были не самыми простыми в истории родного города, но несмотря на это, он всегда оставался настоящим наставником для своих воспитанников.