Ежегодно в некоторых странах 5 мая отмечается как День карикатуриста. Он посвящен всем художникам, создававшим карикатуры в прошлом и создающим их в настоящем, их произведениям, наполненным юмором, иронией или сатирой, созданных на злобу дня и транслирующих самые разные смыслы.
Вместе с тем в 2022 году вспоминаются трагические события для отечественной культуры – это 100-летие начала гонений на церковь в рамках кампании по изъятию церковных ценностей, а также 100-летие выхода первого номера газеты «Безбожник».
Учитывая это, сегодня мы обратимся к пусть и не совсем приятному, но оттого не перестающему являться частью нашей истории эпизоду из прошлого, связанного с антирелигиозной пропагандой. А именно, к использовавшейся в рамках этой кампании иллюстрации, одной из которых и была карикатура.
Гонения на русскую православную церковь, начавшиеся в 1917 году (100-летие которых вспоминалось в 2017 г.), на разных этапах советской истории принимали самые разные формы и подкреплялись антирелигиозной пропагандой, одной из задач которой было изменение мировоззренческих, этических и других установок советских граждан. Одним из орудий этой пропаганды был яркий и запоминающийся визуальный образ. Будь то плакат, книжная иллюстрация, или какой-либо другой жанр – посыл значительной части произведений, созданных в этих рамках, был антирелигиозным. Следует отметить, что в качестве иллюстрации использовались не только рисунки или плакаты, но также фотографии и картины.
Значительная часть образов, использовавшихся в рамках антирелигиозной пропаганды, была карикатурной, т.е. юмористической или сатирической, преувеличивающей некоторые черты и заостряющей них внимание. Карикатура – это графический анекдот на злобу дня.
Антирелигиозные карикатурные образы создавал целый ряд известных советских художников и карикатуристов. Основоположниками советской антирелигиозной графики были такие художники, как Александр Апсит, Дмитрий Моор, Виктор Дени, Михаил Черемных. Помимо них в 20-е гг. ХХ века над антирелигиозными образами работали Николай Когоут, Дмитрий Мельников и другие. Кроме того, подобные образы создавали не только профессиональные художники. Так, авторство некоторых таких произведений изобразительного искусства принадлежит поэту Владимиру Маяковскому.
Произведения антирелигиозного искусства могли быть как самостоятельными (например, плакат), так и иллюстрирующими какой-либо текст (например, иллюстрации Моора или Маяковского). Они активно использовались в периодической печати, причем как в газетах и журналах сугубо антирелигиозной направленности (например, журналы и газеты «Безбожник» (в 1923-1932 назывался «Безбожник у станка»), «Безбожный крокодил», «Деревенский безбожник», «Атеист», «Антирелигиозник»), так и в периодике более широкого тематического плана (например, сатирический журнал «Крокодил»).
В виде карикатуры представлялись не только те профессии, явления и объекты, карикатурность которых воспринималась (и воспринимается) резко отрицательно православным сообществом (например, Иисус, Богоматерь, святые, священник), но и те, которые само православное сообщество считает неприемлемыми (магия, колдовство, напускное благочестие).
Одними из ключевых образов в карикатурах были образы «своего» и «чужого». «Свой» – это советский гражданин, рабочий, крестьянин или усердный работник. Он всегда изображался реалистично, часто его фигура занимала в карикатуре доминирующее положение за счет преобладающих размеров. Акценты могли быть расставлены и с помощью цвета: в таком случае изображение «своего» было цветным, а его оппонента черно-белым. «Чужой» – это церковь, священник, святой или верующий. Он выглядит комичным неуклюжим, неловким. Или, напротив, страшным, пугающим. Изображался часто нереалистично, с несоблюдением пропорций, неестественно большими головой, руками, животом, чертами лица. «Чужой» зачастую мог лишь отдаленно быть похожим на человека, в его образ добавлялись «звериные» черты, что еще больше отдаляло его от «человечного «своего»» (например, священник имел почти поросячий нос, стоял на четвереньках).
Какие еще могут быть особенности у карикатурных изображений? Это вы можете предположить, самостоятельно ознакомившись с материалами виртуальной выставки.