Крест – один из самых узнаваемых религиозных символов, в большинстве случаев ассоциируется с христианской культурой. Кресты бывают самых разных видов: нательные, поклонные, намогильные, аналойные, киотные и другие. Изготавливаются они из металла, дерева или кости. Существует специальная дисциплина – ставрография, которая занимается изучением истории и иконографии креста.
👉🏻Представленный крест является образцом старообрядческой меднолитой пластики, особенно известным явлением старообрядческой культуры.
В старообрядчестве существует большое количество различных согласий: поморцы, федосеевцы, часовенные, титовцы, нетовцы и другие – всего их не один десяток. Все согласия можно сгруппировать в две большие группы: поповцы (т.е. имеющие священство) и беспоповцы (т.е. не приемлющие священства и не имеющие своего духовенства). Каждое согласие отличается особенностями вероучения и обрядовыми практиками. Также некоторые различия можно проследить и в символике употребляемых культовых предметов. В настоящем случае нас будет интересовать символика конкретно взятого креста.
Данный крест был передан в дар музею в 1982 г. жителем г. Енисейска. Изготовлен из металла и украшен белой и синей эмалью. В высоту достигает 25 см, в ширину – 14 см. На передней части креста – изображение распятого Христа, на оборотной – растительный орнамент. Примерная датировка – XIX в.
По своему типу данный крест является киотным (слово «киот» происходит от греческого κιβωτός (произносится как [киботос] или [кивотос]), что переводится как ларь, ящик, ковчег; это застекленная полка или шкафчик для икон). Такой крест отличается относительно большими размерами и отсутствием «ушка» для подвешивания.
👉🏻Начнем рассматривать детали креста, двигаясь сверху вниз.
Перед нами поморский крест, на что указывает ряд деталей, например, изображение, помещенное в верхней части креста. В этом месте может размещаться Нерукотворный Образ Спасителя, или же изображение Господа Саваофа. На поморских крестах изображение Господа Вседержителя заменяется Неpукотвоpным Образом Спасителя, который мы и видим на данном кресте. Под этим образом помещается соответствующая надпись.
Ниже Нерукотворного Образа Спасителя находятся изображения двух ангелов с покрывалами в руках, которые как бы спускаются к Распятому Христу. Под ангелами надпись: «ЦРЬ СЛВЫ».
Ниже над головой Христа изображена табличка с надписью Пилата «IС ХС». В этом также состоит одна из особенностей поморского креста, т.к. поморцы отвергают использование здесь надписи «IНЦИ», означающей вину распятого – Иисус Назорей, Царь Иудейский. У некоторых других старообрядческих согласий на эту деталь иной взгляд.
Ниже средней перекладины креста обычно записывается тропарь: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим», что мы и видим на нашем образце.
Слева и справа от распятого Христа помещены изображения орудий казни: копие и трость. Рядом с каждым из них находится соответствующее буквенное обозначение: К, Т.
У ног Спасителя помещается надпись «НИКА» (первый слог – слева со стороны зрителя, второй – справа). Ноги Христа пригвождены к косой перекладине в нижней части креста. Ранее эта перекладина была строго горизонтальной, но примерно с середины XVII века стала наклонной.
В нижней части креста помещается изображение Иерусалима.
Ниже ног Христа помещены четыре буквы: «МЛ» и «РБ», которые означают выражение «Место Лобное Рай Бысть». Слева и справа от группы данных четырех букв находятся по одной букве «Г», которые означают Голгофу.
В самой нижней части креста помещено изображение черепа и рядом с ним буквы «ГА», означающие: «Голова Адама».