Фондовая рубрика «Виниловое настроение».
Дебютная публикация фондовой рубрики «Виниловое настроение» была посвящена величественному очарованию итальянской классической музыки – опере Джузеппе Верди «Аида». Сегодня же предлагаем вам окунуться совершенно в противоположную стихию – постучав в двери мирового рока, слегка разбавленного аккордами бардовской песни. Действительно, Андрей Макаревич, да и в целом «Машина времени», занимают заслуженное место в истории отечественного рок – н- ролла. Постоянно совершенствуясь, группа постепенно обрела свой узнаваемый стиль и заняла собственную нишу в рок – индустрии. Свое начало группа ведет с 1968 г., когда на базе общеобразовательной школы № 19 г. Москвы была создана группа – предшественница под названием «The Kids», а потом родилась «The Machines», которая, в основном, специализировалась на исполнении каверов зарубежных коллективов. Участники «Машины..» не раз говорили о том, что на их творчество оказали влияние такие признанные звезды рока, как «The Beatles» и «The Rolling Stones». Поэтому не удивительно было обнаружить первые записи коллектива на английском языке, которые, кстати, считаются сегодня раритетными. Состав коллектива время от времени менялся, пожалуй, только его руководитель – Андрей Макаревич оставался неизменным участником проекта. Чуть позже команда стала именоваться «Time Machines» .
Несмотря на усиленную ротацию кадров из одних коллективов в другие, группа продолжала творчески расти. С 1970- х в группе сформировался более – менее постоянный состав: А. Макаревич, А. Кутиков и С. Кавагоэ. В 1973 г. коллектив сменил иностранное название на «Машина времени», отчасти это было связано с тем, что группа стала выходить со школьных площадок на профессиональную советскую сцену и прежнее название команды могло не прижиться у слушателей. В 1975 г. коллектив смог выпустить первые профессиональные русскоязычные записи, тогда же в группу пришел басист Е. Маргулис. В 1980- х группа входит из направления «андеграунд», а песня «Поворот» вышла в эфир радиостанций. Однако, коллектив испытывал двойственное состояние: с одной стороны – это открытая возможность писать и исполнять собственный материал, поддержка «Росконцерта», но с другой – постоянное идеологическое давление, выразившееся в запрете на официальные концерты в крупных городах СССР, не было выпущено ни одного номерного альбома, хотя к этому времени «Машина времени» уже имела всесоюзное признание. Поэтому, видимо, немного устав от «Машины..», Андрей Макаревич решил записать пластинку с незамысловатыми гитарными аранжировками, увидевшей свет в 1989 г. Кстати есть запись в таком же оформлении, датированная 1985 г. Сам автор по этому поводу писал: «Не волнуйтесь, с «Машиной времени» все в порядке. Просто есть вещи, которые хочется сказать негромко и от себя лично». Об этой пластинке мы и поговорим сегодня. Простой в оформлении конверт пластинки советского монополиста грамзаписи «Мелодия» скрывает добротный материал, исполненный в манере «пения под гитару» с некоторой аллюзией на бардовские мотивы. Собственно, на бардовское начало намекают такие песни, как: «Памяти Высоцкого» и «Памяти Галича», которые сегодня являются столпами данного музыкального жанра. Если вы ищете настоящие смысловые песни, то эта пластинка, безусловно, для вас. Пожалуй, каждый отыщет на этой пластинке что –то для себя и про себя. Любителям лирической философии придутся по вкусу «Пятнадцать к тринадцати», «Песня перемен» и «Слишком короток век», а чудесная баллада «Три сестры» иносказательно вернет нас к вечному вопросу: что есть любовь, надежда и мечта в современном мире? Но, чтобы читатель не утомился философскими размышлениями автора, на пластинку помещены и юмористические, но глубокие зарисовки: «Маленькие герои» и «Посвящение корове». На самом деле пластинка очень содержательна и представляет собой образец цельного произведения, сотканного из простых аккордов и хорошей поэзии. Но еще большая ценность представленных на ней песен заключена даже не в этом. Главная ценность этого музыкального материала – это невероятная актуальность всего спетого сегодня. Одни строчки из песни «Маленькие герои»: «Вроде всех мы победили/ Только нас не замечают.» чего стоят! Не случайно, лучшие произведения проверяются временем и пластинка А. Макаревича эту проверку выдержала, ведь человек время от времени устает от громких звуков, и тогда ему неприменимо понадобятся тихие песни под гитару.
Научный сотрудник фондов ЕКМ
Ромашков Ю.В.