Современный человек порой недооценивает театр, делая свой выбор в пользу кино. Однако с театральным искусством мало что может сравниться. Российский театр прошёл долгий путь от своего становления до получения звания одного из самых лучших в мире. В России театральное искусство начало развиваться намного позже, чем в большинстве европейских и азиатских стран. Но, в то же время, по территории страны с давних времен гастролировали скоморохи, дававшие представления, а также уличные музыканты, рассказывавшие былины и легенды.
Интересно, что создателем первого, можно сказать профессионального театра в нашей стране, носившего название «Комедийная хоромина» считается один из первых царей династии Романовых Алексей Михайлович. Однако после его смерти недовольные хороминой церковники разрушили театр. В этот же период богатые помещики начали создавать соб
ственные театры, в которых играли крепостные. Серьёзным покровителем театра был Пётр I. При этом российский император требовал, чтобы спектакли шли на русском языке и были «не слишком серьёзны, не слишком веселы, не имели никаких любовных интриг и были бы не слишком грустны». После смерти Петра театральное искусство перестало поддерживаться правителями и только после прихода к власти Анны Иоанновны оно снова получило государственные дотации.
Со временем российский театр совершенствовался и приобретал поклонников из различных слоёв населения. Первое упоминание о театре в Енисейске относится к середине XIX века. Связано это с зарождением драматического кружка, существовавшего ещё до 1855 г., когда на Сенной площади был построен городской театр Антрепренёром Ярославцевым. Из газет известно, что театр являлся единственным местом, где местные жители могли отвлечься от своих жизненных проблем. Радостным событием в городе был приезд гастролирующих артистов. Здесь давали представления арабы-кабилы, фокусники. Журнал «Иркутские губернские ведомости» за 1857 г. сообщает, что енисейское общество несколько дней наслаждалось игрой прекрасного скрипача Севастьянова. 11 февраля 1968 г. случился пожар, здание театра сгорело, енисейцы надолго лишились постоянного помещения для театральных представлений.
В 1874 г. в Енисейск приехал фокусник, он же акробат (его имя история для нас не сохранила). Он отстроил старый «сарай», где нашли приют любители театрального искусства. Помещение было холодное, с земляным полом, отапливалось железными печами. Во время представления зрители сидели в шубах. Но даже в таких условиях артисты работали с большим вдохновением. Наконец, в 1880 г. по инициативе городского головы В.М. Харченко, в Енисейске было построено прекрасное здание общественного собрания, где разместился театр. Здесь был большой зрительный зал, библиотека, танцевальный зал, бильярдная, гостиная, карточная, буфет. Артистами были, в основном, молодежь, которая шла в театр из-за любви к искусству. Теперь, когда у театра было постоянное помещение, великолепные декорации и оркестр, появилась возможность устраивать любительские спектакли с благотворительной целью. Афиши и программы тех лет сообщают, на какие цели шли сборы: в пользу детей из бедных семей для их обучения в гимназии, в пользу музея, библиотек, «поддержания преподавания музыки в прогимназии». Енисейцы очень любили театральные представления. «В ночь 24 августа 1897 года к енисейской пристани пристал пароход «Иоанн Кронштадский», на котором прибыл адмирал С.О. Макаров. Оказалось, что встретить его некому, так как в это время
в театре шел спектакль, и все начальство и градоправители были там», — вспоминает М.П. Миндаровский.
Непросто складывался репертуар театра, ведь во многом он зависел от вкусов и претензий купеческого общества, невысокого уровня запросов мещанства. Поэтому и шли на новой сцене пьесы внешне занимательные, но пустые. Как, например, пьесы В. Крылова «Чудовище», «Не ко двору», «Медведь сосватал» шли с большим и даже шумным успехом. Но были в репертуаре театра лучшие произведения русской и мировой драматургии — «Гамлет» Шекспира, «Свадьба Кречинского» Сухово-Кобылина — смелая сатира на порядки крепостнической и чиновничье-бюрократической России, «Власть тьмы» Л. Толстого — спектакль, показавший «ужас» и «тьму» задавленной, разоряющейся пореформенной деревни. С большим успехом шли спектакли, поставленные по произведениям драматурга-новатора А. Н. Островского «Бедность не порок», «Доходное место», «Без вины виноватые», «Праздный сон до обеда». Труппа театра состояла, в основном, из представителей местной интеллигенции. Одной из ярких исполнительниц главных ролей была Вера Алексеевна Доронина. Молодая очаровательная женщина- жена енисейского провизора, заведовала народной читальней. Но самым большим увлечением ее был театр. Благодаря талантливой игре Дорониной, спектакли с ее участием имели исключительный успех и полные сборы. Почти каждый раз значительную часть этих средств она выделяла в кассу, созданную в пользу политических ссыльных.
На рубеже XIX — XX вв. большому успеху постановок способствовала талантливая игра истинных подвижников театрального искусства: А. И. Кытмынова — первого распорядителя енисейского музея, А. А. Станкеева — врача, члена общества попечения о народном образовании, Р. А. Френкеля — директора мужской гимназии. Тем не менее, большому успеху у публики постановки местного театра обязаны и удачно поставленной рекламе, которая традиционно распространялась в виде афиш и объявлений. Для театра, конечно, это были, в первую очередь, афиши, обычно расклеенные на людных местах города. К тому времени в Енисейске работало несколько частных типографий Штеблера, Грязновых, Борзецова и Абалакова, удовлетворявших потребности печати. Иногда афишная продукция была цветной и дорогостоящей, но чаще всего – черно – белой. Енисейский краеведческий музей и сегодня хранит несколько оригинальных изданий местных и привозных афиш. Именно им обязаны своим коммерческим успехом постановки приезжих и местных трупп. Так что можно с уверенностью сказать, что Енисейский театр начинался не только с вешалки, но и с афиши.