Невероятно, но факт! 25 мая отмечается День полотенца.
Впервые этот день отметили в 2001 году. Есть вещи, которые мы знаем и любим: платье, украшение, удобные туфли и множество разных предметов. Но есть вещи, которые делают нашу жизнь комфортной, служат нам каждый день. Таким предметом является полотенце. В старину полотенце играло очень важную роль в разных обрядах и обычаях, участвовало в важных моментах жизни человека и сопровождало его от рождения до самой смерти.
Родился человек — повивальная «бабка» принимала ребенка на полотенце, чтобы был здоровым и жил в достатке. Если заболел ребенок, то его заворачивали в «родильное» полотенце.
Рушники были частью приданого невесты: «благословенным» полотенцем украшали икону, благословляющую молодых, «союзным» связывали руки жениха и невесты при венчании, на «хлебосольном» полотенце выносили каравай молодоженам, рушник под ногами символизировал начало новой жизни, долгой дороги, а если шли в гости — дарили «подарочное» полотенце. Полотенцами молодой украшали в день свадьбы интерьер в доме жениха, а потом их вешали только по большим праздникам. По старинному народному обычаю невеста должна была одарить жениха и его родственников рушником, вышитым собственноручно.
Предназначение полотенца подсказывалось его вышивкой. Узоры поражают гармонией и красотой. Чаще всего они жарко-красные, черные со строгим рельефным рисунком. Вышивка красным цветом была символом солнечного света, жизни, олицетворяла мужское начало. Вышивка черным цветом олицетворяла «землю-матушку –кормилицу» и вечный покой. На «благословенном» вышивался растительный орнамент — символ тесного духовного единения. На «союзном» рушнике изображались пары птичек (жаворонки, голуби), символизирующие жениха и невесту, олицетворяющие собой семейное счастье, верность в любви. На «хлебосольном» вышивался растительный орнамент и слова «Хлеб да соль».
Особое сакральное значение имеет «поминальное» полотенце: на нем выносили гроб с покойным, опускали в могилу, вешали на могильный крест. По поверьям в вывешенном на окне в день смерти человека полотенце находилась его душа. Оно являлось оберегом от призрака.
И, конечно же, полотенца, предназначенные для одного обряда, нельзя использовать для другого.
Вышитые полотенца были незаменимым атрибутом интерьера русской избы. На них вышивались слова молитв и украшали в доме красный угол, под которым помещали иконы.
В Енисейском краеведческом музее хранится коллекция разлных по назначению полотенец: благословенные, союзные, подарочные, божники и многие другие.Главный хранитель Козлова Н.А.
Впервые этот день отметили в 2001 году. Есть вещи, которые мы знаем и любим: платье, украшение, удобные туфли и множество разных предметов. Но есть вещи, которые делают нашу жизнь комфортной, служат нам каждый день. Таким предметом является полотенце. В старину полотенце играло очень важную роль в разных обрядах и обычаях, участвовало в важных моментах жизни человека и сопровождало его от рождения до самой смерти.
Родился человек — повивальная «бабка» принимала ребенка на полотенце, чтобы был здоровым и жил в достатке. Если заболел ребенок, то его заворачивали в «родильное» полотенце.
Рушники были частью приданого невесты: «благословенным» полотенцем украшали икону, благословляющую молодых, «союзным» связывали руки жениха и невесты при венчании, на «хлебосольном» полотенце выносили каравай молодоженам, рушник под ногами символизировал начало новой жизни, долгой дороги, а если шли в гости — дарили «подарочное» полотенце. Полотенцами молодой украшали в день свадьбы интерьер в доме жениха, а потом их вешали только по большим праздникам. По старинному народному обычаю невеста должна была одарить жениха и его родственников рушником, вышитым собственноручно.
Предназначение полотенца подсказывалось его вышивкой. Узоры поражают гармонией и красотой. Чаще всего они жарко-красные, черные со строгим рельефным рисунком. Вышивка красным цветом была символом солнечного света, жизни, олицетворяла мужское начало. Вышивка черным цветом олицетворяла «землю-матушку –кормилицу» и вечный покой. На «благословенном» вышивался растительный орнамент — символ тесного духовного единения. На «союзном» рушнике изображались пары птичек (жаворонки, голуби), символизирующие жениха и невесту, олицетворяющие собой семейное счастье, верность в любви. На «хлебосольном» вышивался растительный орнамент и слова «Хлеб да соль».
Особое сакральное значение имеет «поминальное» полотенце: на нем выносили гроб с покойным, опускали в могилу, вешали на могильный крест. По поверьям в вывешенном на окне в день смерти человека полотенце находилась его душа. Оно являлось оберегом от призрака.
И, конечно же, полотенца, предназначенные для одного обряда, нельзя использовать для другого.
Вышитые полотенца были незаменимым атрибутом интерьера русской избы. На них вышивались слова молитв и украшали в доме красный угол, под которым помещали иконы.
В Енисейском краеведческом музее хранится коллекция разлных по назначению полотенец: благословенные, союзные, подарочные, божники и многие другие.Главный хранитель Козлова Н.А.