Крещение Господне или Богоявление православные христиане празднуют 19 января. В этот день Церковь вспоминает евангельское событие — как пророк Иоанн Предтеча крестил Господа Иисуса Христа в реке Иордан.
Второе название, Богоявление, дано празднику в память о чуде, которое произошло во время крещения. На Христа с небес сошел Дух Святой в облике голубя и глас с неба назвал его Сыном. Евангелист Лука пишет об этом: Отверзлось небо, и Дух Святыйнисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Лк 3:22).Так была явлена в видимых и доступных для человека образах Святая Троица: голос – Бог Отец, голубь – Бог Дух Святой, Иисус Христос – Бог Сын. И было засвидетельствовано, что Иисус – не только Сын Человеческий, но и Сын Божий. Людям явился Бог.
Храмов, освященных во имя Богоявления Господня, на Руси было сравнительно немного. Возможно, это связано с длинной чередой непрерывных служб до и после праздника.
Енисейский Богоявленский собор является старейшим каменным зданием. Первая деревянная церковь во имя Введения Богородицы во храм была построена в Енисейском остроге к 1622 г. К 1636 г. в остроге появляется более крупный Богоявленский храм, который имел приделы Николая Чудотворца и Михаила Малеина.В начале 1650‑х гг., по мере увеличения количества церквей в Енисейском уезде, оба старейших храма стали считаться соборными. В 1670 г. в Енисейске остается только одна соборная Введенская церковь, в которую назначают первого енисейского протопопа Петра Андреева. Вероятнее всего, этот соборный храм пострадал в пожаре 1676– 1677 гг.
В 1703 г. очередной пожар уничтожил соборную церковь, после чего на ее месте был возведен новый соборный Введенский храм. Любопытной архитектурной особенностью церкви, расположенной неподалеку от енисейского торга, воеводского двора и съезжей избы, было то, что на ее деревянной колокольне установили городовые часы.
Ключевым событием в истории градостроительства Енисейска начала XVIII в. стало возведение первого каменного здания города, Богоявленского собора. О намерении енисейцев построить каменный храм известно из их коллективной челобитной на царское имя от 8 ноября 1708 г., в которой содержалась просьба о продаже железа с демидовских заводов для изготовления «связей» к будущему зданию. В марте 1709 г. разрешение было получено, после чего началось строительство.
Наиболее распространенной является версия о завершении строительства собора в 1712 г., основывавшаяся на сведениях клировых ведомостей енисейских церквей. Однако изученные нами денежные книги Енисейского уезда 1712, 1713, 1714, 1717 гг. позволяют существенно уточнить датировку. Согласно уникальным документам, у прихожан не хватило своих средств для строительства собора, и поэтому они в 1712 г. просили достроить его «из казны великого государя, из енисейских доходов», на что получили разрешение. Точно известно, что строительство шло полным ходом в 1712–1714 гг., для этой цели ежегодно из казны Енисейска было выдано 476, 537 и 547 руб. К сожалению, денежные книги за 1715–1716 гг. не сохранились, а в дошедшей до нас книге 1717 г. уже отсутствуют записи о тратах на строительство храма. Таким образом, к 1717 г. строительство было завершено, и, следовательно, можно сделать вывод о том, что каменный Богоявленский собор был возведен в период 1709–1716 гг.
Благодаря денежным книгам 1712 и 1713 гг. можно установить персональный состав строителей Богоявленского собора. Часть «организационных вопросов» при строительстве решал енисейский дворянин Семен Надеин (например, он подавал «ведомственные письма» воеводе для получения средств из казны). В 1686, 1688 гг. он служил справным подьячим Приказа Большой казны в Москве, в 1689 г. был сослан в Красноярск, где, будучи подьячим съезжей избы, пострадал во время бунта в 1695 г. Позднее оказался в Енисейске, где был поверстан в сибирские дворяне.
Руководили работами строительства два мастера — «каменщика» (также в документах именуются подмастерьями). Один из них, московский каменщик, работавший в Сибири, Федот Меркурьев по прозвищу Чайка, хорошо известен. В ходе наших исследований удалось узнать имя его напарника, которого звали Федор Пугин. Он был единственным грамотным из «артели» строителей и поэтому ставил свою роспись при получении ими денег за работу. В 1712 г. в строительстве было занято 14 каменщиков, 12 «разнорабочих» (в документах именовались как «носящие, которые известь и песок носят и воду льют») и 6 плотников (делали «главу собора»). Также при постройке храма работали 8 кузнецов и 7 кирпичников, в приготовлении и транспортировке извести было занято 10 человек. Всего, вместе с руководством стройки, не считая людей, занятых в транспортировке кирпичей, в документах учтено 60 человек. В 1713 г. в строительстве участвуют 21 каменщик, 10 «разнорабочих», плотник (делал «окончины»), 16 кузнецов, 4 человека, занятых в приготовлении и транспортировке извести — всего, с учетом трех руководителей, 55 человек.
«Строительный сезон» начался 1 июня и завершился в начале октября. Работа велась во все дни, кроме воскресений и престольных праздников, «ставка» оплаты устанавливалась за каждый рабочий день. Федот Меркурьев и Федор Пугин получали по 3 алтына 2 деньги на день каждому. Каменщики получали по 10 денег, «разнорабочие» — по 8 денег. Работа кирпичников, кузнецов, плотников, поставщиков извести оценивалась вместе со стоимостью материалов.
В 1712 и 1713 гг. для строительства собора заказывалось 109 и 128 тыс. кирпичей соответственно (по цене в 1 руб. за 1 тыс.). Кирпичи изготавливались в Енисейске либо его окрестностях. В качестве раствора к кирпичной кладке применялась жженая известь, которую привозили по Ангаре и Енисею с р. Тасеевой (в 1712 г.— 1 207 пудов, в 1713 г.— 3430 пудов). Кузнецы делали для храма «связи», засовы, оконные решетки, пробои, петли, гвозди. У крестьян регулярно закупали «тесницы» для изготовления деревянных частей храма.
После возведения каменного Богоявленского собора деревянная Введенская церковь продолжала действовать. Каменный собор использовался для богослужения летом, а «теплая» деревянная церковь — для богослужения в холодное время года. В 1731 г. Введенская церковь сгорела, и поэтому прихожане попросили сибирского митрополита пристроить к храму отапливаемый Введенский придел.
Неверно истолкованное известие о гибели Введенского храма в пожаре 1731 г. породило версию, будто бы в тот год сгорел каменный храм, после чего был восстановлен заново. На самом деле в ведомости Енисейской провинции 1735 г. особо отмечалось, что Богоявленской церкви «в мимошедших летах перемены никакой не бывало». Таким образом, мы должны поддержать мнение К.Ю. Шумова о том, что каменный Богоявленский собор не погибал в пожаре первой половины XVIII в.
К 1735 г. Богоявленский собор имел каменную колокольню и один придел во имя Сергия Радонежского (с северной стороны). Введенский придел существовал до 1759 г. По сведениям К.Ю. Шумова, вскоре после пожара 1778 г. с обеих сторон колокольни «были пристроены двухэтажные каменные палатки», после чего, по заключению исследователя, «окончательно сложился архитектурный облик» собора.
В рамках празднования 400-летнего юбилея Енисейска, 10 августа 2019 года, состоялось значимое для всех православных верующих событие: после многолетней реставрации был освящён Богоявленский собор.
Сегодня в 23:55 в нем начнется Божественная литургия, посвященная празднику Богоявление. Праздник Крещения Господня является престольным праздником Богоявленского собора.