Поводом для написания этой небольшой статьи послужил юбилейный, 130-й день рождения Инны Степановны Кытмановой. Она родилась в большой енисейской семье мещанина Степана Лукича Щукина в один год и, даже, в один месяц со своим будущим деверем Николаем Александровичем Кытмановым.
Январь в семье Кытмановых был очень насыщен праздничными датами. Только отгремят звуки музыки в усадьбе на Кедровой по поводу рождения Николая (2 января), как через неделю все собирались на день рождения Владимира Александровича (16 января).
Наверное, Владимир и жену себе подбирал зимнюю. Так или иначе, но Инна родилась 20 января, за несколько дней до дня рождения самого главного Кытманова – Игнатия Петровича (29 января) с разницей, правда, в 70 лет.
Впоследствии и внук Инны и Владимира тоже родится в январе – первого.
Такой, вот, яркий январь для того, чтобы провести не только традиционные праздники всей семьей, но и отметить дни рождения родных.
Вернемся, все же, к Инне Степановне.
В каком доме Инна проживала конкретно – доподлинно не известно. Щукины на тот момент владели двумя домами. Сразу отметим, что эта семья Щукиных была не единственной в Енисейске. В городе проживали и другие их родственники, ведущие своё происхождение от Осипа Щукина. Веточки семейного древа в начале XIX века разделились, одна ушла в енисейское купечество, другая – так и осталась в мещанстве. Ко второй ветви и принадлежали наши Щукины.
Сегодня нам больше известна щукинская усадьба с двухэтажным обгоревшим деревянным домом по ул. Ленина, 70 (а когда-то и с флигелем, службами для скота и баней). Согласно архивной Книге домовладений на эту усадьбу и землю имелись у владельцев и наследников крепостные акты от 14.12.1856 №74 и 13.3.1872 года.
Кроме этого, за Щукиными числилась усадьба во 2 участке по Алексеевскому переулку (сегодня – Партизанский). Деревянный двухэтажный дом на небольшом участке земли был оформлен в Енисейском окружном суде 17.5.1886 года, во время работы отца в банке.
Степан Лукич на момент рождения дочери был на хорошем счету у енисейцев.
В 1870 году 38-летний Степан Лукич «исправил» после пожара обгорелый иконостас и восстановил придел Рождества Богородицы Христорождественской церкви. Он помогал погорельцам пострадавшим от пожаров, ещё и состоя членом погорельческого комитета. Возможно, именно там состоялось знакомство с семейством Кытмановых.
Принимал он активное участие в устраиваемой женской гимназии, являясь членом попечительского совета (оставался им и в 1885 году). В 1873 году вместе с Воробьевым и Тупосовым пожертвовал городу пожарную машину.
В течение трех четырехлетий (1873 – 1888 годы) служил гласным городской думы.., Осматривал болота на предмет пожаров, жертвовал деньги в общий хлебный капитал, доставлял хлеб из Западной Сибири по Чулыму в Енисейск.
В 1888 году сложил полномочия директора Общественного банка, которые он исполнял по выбору с 1885 года. Лишь в один год Степан упоминается как купец и этот год – во время директорства в банке. Все остальное время он значится как енисейский мещанин.
Отец умер 69 лет от роду от порока сердца 19 января 1907 года (будущий зять отметит в дневнике, что это произойдет в суде) накануне дня рождения дочери. Он следил за успехами дочери в гимназии, но не увидел её счастливое лицо, когда она получила аттестат и свидетельство, дающее право на преподавание русского языка. Он не сопровождал дочь в церкви, когда она выходила замуж.
В новую жизнь её благословила мама – Агафья Иоакимовна (Якимовна).
Венчание состоялось 14 сентября 1909 года в Преображенской церкви. Суженым Инны стал студент 2 курса юридического факультета Томского университета Владимир Александрович Кытманов.
Владимир в своем дневнике коротко опишет это событие: «Енисейск. Преображенская церковь. Пароход «Св. Николай», Томск, Красноярск, кв[артира] Калашниковых». Понятно, что после венчания и праздничного ужина молодые отправились в маленькое путешествие.
Дружками на свадьбе со стороны жениха были врач Юлий Николаевич Васильев и купец Константин Захаров. Инну поддержали сын ветеринарного врача Николай Николаевич Левицкий и мещанин Арсений Кузьмич (Козьмич) Константинов.
Здесь хочется отметить последнего дружку. Арсений Константинов неспроста появился в списке свидетелей. Он был мужем родной сестры Инны – Конкордии. В 1905 – 1914 годах Арсений держал в Енисейске фотографию.
Продолжая рассказ о родственниках Инны, заметим, что Конкордия — не единственная сестра.
Параскева Степановна вышла замуж за священника Градо-Енисейской Преображенской церкви Семена Николаевича Архангельского (в 1915 году временно исполнял обязанности благочинного церквей Енисейского уезда и был членом Енисейского уездного отделения епархиального училищного совета).
Анастасия Степановна вышла замуж за дворянина Калута Ивановича Рутковского, которая вместе с Плешковым, а впоследствии и с В.А. Кытмановым, стояла у зарождения электричества в Енисейске.
Связь сестёр будет крепкой. Инна стала крёстной Анне Архангельской, а её муж стал крёстным Михаила Константинова.
И если для родителей январь будет наполнен теплыми воспоминаниями, то дети в семье Инны и Владимира будут весенними.
Через полтора года после свадьбы во флигеле кытмановского дома, — как заметит в своём дневнике отец, — родилась Анастасия (23.3.1911), через два года Николай (24.3.1913), а потом и Надежда (здесь имеются два варианта даты рождения: один из метрической книги – 15.4.1914, другой из дневника отца – 5.4.1915.
Всем ли детям будут помогать появиться на свет врач и друг семьи Алексей Иванович Вицин и акушерка Левицкая М.Г., но Николай точно появится с их помощью.
Владимиру с рождением Анастасии придется взять академический отпуск (Список студентов, вольнослушателей Томского императорского университета 1911-1913 гг.).
Появление в семье сына совпадёт с окончанием обучения его отцом. В конце мая 1913 года Владимир получил диплом Томского университета из рук Григория Фёдоровича Дормидонтова (профессора римского права, декана юридического факультета, последнего ректора Императорского Казанского университета (1909-1917).
Получила ли Инна высшее образование – неизвестно. Наступила сложная пора. Сначала война, потом революция. Муж зарабатывал на жизнь присяжным поверенным и с середины ноября 1918 года мировым судьей 2-го участка Красноярского окружного суда. Приносил небольшой капитал магазин на Большой (сегодня — часть здания слева от входа в Культурный центр) и типография.
В середине ноября 1918 года Кытмановы вынуждены покинуть родовое гнездо по Кедровой (сегодня – Кирова, 82). Владимир с семьей (женой, тремя малолетними детьми и «старушкой матерью жены», как он напишет в автобиографии) перебрался в собственный дом по Успенской улице (сегодня – ул. Рабоче-Крестьянская, 114). Интересно, тещу Владимир заберет с собой, а родная мать уедет с Николаем Александровичем в бывший дом Кобычевых на Мельничной.
В это время Владимир выставил свою кандидатуру в новый состав гласных городской думы на следующее четырехлетие 1919-1923 годы и победил. Но окунуться снова в работу гласным на благо родного города ему не удалось.
В своем дневнике он написал, что в 1920 – 1923 годах они проживали в Красноярске. Кстати, там родился младшенький – Степан (21.12.1921). Что послужило причиной отъезда, возможно, арест. Но в 1923 году они возвращаются в родной город. Буквально через год (1924) Инна, как бывшая владелица – эксплуататор типографии была лишена избирательных прав (муж лишился прав в 1927-м).
Черная полоса в жизни на этом не завершилась. Так, 5 января 1925 года не стало младшей дочери – Надежды, а в августе 1927 года не станет мамы и тещи Агафьи Иоакимовны (Якимовны). И хотя семья в это время проживала около Успенской церкви, похоронят их на Абалацком кладбище. Там же найдут свой последний приют Анастасия Рутковская и Параскева Архангельская — сестры Инны Степановны.
Если многие в стране ожидали перемен, то семья Кытмановых ничего хорошего от советской власти в родном городе больше не ждала, и в 1928 году навсегда покинула Енисейск.
Еще какое-то время они жили в Красноярске, но уже в 1930 году семья поселилась в
с. Александрово (сегодня Томской области). Но это было также временное пристанище. На год (1935 – 1936) они остановятся в Новосибирске. А дальше будет Колпашево (1937 — 1946).
В дневнике Владимир укажет, что после 1947 года местом жительства семьи стал Томск.
В Томском некрополе, изданном Томским университетом, имеются записи из газеты «Красное Знамя»:
«№920» от 19.10.1955 года.
Партийная и профсоюзная организация и коллектив управления торговли с глубоким прискорбием извещает о смерти юриста Кытманова В.А. и выражают соболезнования семье покойного. Вынос тела 20 октября 1955 года в 3 часа дня из дома по ул. Крылова, 3.
№2095 от 24.08.1963 года.
Коллектив редакции «Красное знамя» выражает глубокое соболезнование сотруднику редакции Кытманову Степану Владимировичу по поводу смерти его матери Кытмановой Инны Степановны».
В конце статьи подумалось: как случилось, что местом упокоения для Инны станет Колпашево, а для Владимира Томск?
Вовремя подоспел комментарий правнучки Инны Степановны – Людмилы Исаевой (Томск): «Моя мама (Эмма Митрофановна Сметанкина, урожденная Белокопытова) в 1962 году вышла замуж. В 1963 родилась я, а баба Инна переехала к сыну Степану в Колпашево. Там умерла. Наверное, на Крылова всем было тесно? Комнатка малюсенькая, я помню».
Подводя итог нашей юбилейной истории, не хочется ставить точку, поставим многоточие…
Налаживала контакты с родственниками Инны Степановны в Томске
и подбирала материал в фондах Енисейского музея,
архивах города Енисейска и Красноярского края
Поздеева Наталья Владимировна,
хранитель енисейских историй