Никогда не знаешь, когда представится возможность повстречать легенду. А наш сегодняшний герой, бесспорно, легенда.
Конец первого летнего месяца, отдаленные от шумного исторического центра, но на самом деле не менее историчные места Енисейска. На углу позабывшей силу асфальта улицы который век поднимается в небо двухэтажный деревянный дом. Все в нем до невыносимого добротно: аккуратный прируб, массивные наличники с тончайшей резьбой и крытая железом крыша. Июньское солнце дрожит на стеклах крытой галереи, словно вытекающей из основного массива здания.
Прекрасный осколок былого на кирпичном полуподвале сам по себе объект притягательный, но недалеко от него притаился в ожидании лучшей участи старый темно -голубого цвета ЗАЗ-965, вошедший в жизнь советских автолюбителей под кличкой «горбатый». Он появился, когда страна нуждалась в массовом и общедоступном автомобиле. «Москвичи» и «Волги» были не всегда по карману советскому обывателю, поэтому ЗАЗ стал настоящим выходом из ситуации. На его происхождение очень повлиял итальянский Фиат-600, изящные формы которого не могли не вдохновить советских конструкторов. Именно с этой машины ими была взята стилистика кузова, но на этом заимствования заканчиваются. ЗАЗ был свой, советский, любимый в каждой семье СССР, свойский парень в больших и малых городах.
Производство автомобиля было налажено на запорожском заводе «Коммунар» в 1960 г. Хотя еще раньше же машину продемонстрировали на ВДНХ в 1958 -м. Машина получилась противоречивой: с одной стороны — отличная ремонтопригодность и доступная цена, с другой стороны — теснота салона и плохая шумоизоляция от работающего двигателя. ЗАЗ — 965 выпускался с 1960 -го по 1969 г. в нескольких модификациях: в том числе и экспортном в страны Варшавского договора.
Наш сегодняшний экземпляр позднего выпуска — отсутствуют характерные надкрыльевые поворотники ранних серий, но от этого он не становится меньшей диковинкой нашего времени. «Горбатый» запорожец по-настоящему завоевал любовь простого советского автолюбителя, стал членом семьи. Этот малолитражный автомобиль стал одним из символов эпохи и одной из многих иллюстраций народной жизни страны Советов.