22 июня 1941 года Енисейские районный партийный и комсомольский активы были срочно созваны в райком партии, где было объявлено о нападении Германии на Советский Союз.
В первые дни войны на стол в райком партии и комсомола были поданы десятки заявлений о добровольном уходе на фронт. Поэтому численность населения в колхозах к 01.01.1942 года в основном сократилась. Это произошло в Усть-Питу, Стрелке, Плотбище, Городище, Прутовой, Потапово. Но были случаи, когда жителей становилось больше, чем в предвоенные годы. Так случилось в Каргино, Усть-Тунгуске, Анциферово.
В первые дни войны была проведена работа по замене председателей, бригадиров и завфермами, ушедших на фронт, новыми работниками. Да так, чтобы ни на секунду не нарушился трудовой ритм колхозов, ферм и полеводческих бригад.

Стадо колхоза «Путь Ленина»
Осенью 1941 года в районе было введено всеобщее военное обучение населения без отрыва от производства по различным военным специальностям. С декабря возобновились занятия в районной колхозной школе.
Повсеместно вводилась 7 дневная рабочая неделя. Опоздание на 20 минут считалось уголовным преступлением, опоздавшему грозил один год лагерей. За брак в работе – принудительные работы.
Сельское хозяйство в районе считалось вторым по значимости после лесного сектора. Помимо нехватки рабочих рук, в колхозах сразу ощутили нехватку техники и лошадей, изъятых в Фонд фронта. Фронт также поглотил горючее, запчасти. Возросла роль ручного труда.
По стране в целом резко сократились посевные площади. Этот процесс не удалось избежать енисейским колхозам в Каргино, Абалаково и Городище. Но на территории Енисейского района посевные площади некоторых колхозов даже расширились. Енисейцы старались любыми средствами помочь фронту.

Работница колхоза Анастасия Лукинична Дранишникова
Колхоз «Имени Ворошилова» (Плотбище) увеличил посевную площадь на 50 гектаров, плотбищанцы засеяли сверх плана колосовых 20 с лишним гектаров и 5 гектаров в Фонд помощи колхозникам, пострадавшим от немецко-фашистских захватчиков.
Погодаевцы засеяли свыше предвоенной нормы более чем на 100 гектаров.
Посевы колхоза «Знамя труда» (В-Пашино) также увеличились по сравнению с 1940 годом, хотя и незначительно. С 1942 года в колхозе стали сеять пшеницу сорта Гарнет, причем площадь посевов этого сорта превышал озимую пшеницу (ее стали сеять лишь с 1938 года). Она была урожайнее и поэтому с 1942 года в колхозе перестали сеять местный сорт, так же как в войну не сеяли ячмень. Сократились в 2 раза посевы конопли, так же как и льна. А вот поля картофеля увеличились, так же как и капусты. Выращивать эти овощи было легко, и убирать не хлопотно, хотя трудоспособного населения в колхозе осталось очень мало. В 1941 году – всего 296 человек, из них трудоспособных – 108, в 1943 – соответственно 238 и 81 человек.
Все чаще рассматривались вопросы на сельских сходах о выходе из колхоза. Количество хозяйств в колхозе «Знамя труда» росло до 1935 года, после лишь уменьшалось: с 88 — в 1936 году до 60 хозяйств в 1943 году.
«От личного хозяйства мало оставалось продуктов для себя – задушили налогами, — вспоминает Валентина Исаевна Мордвинова, — повседневным блюдом была похлебка – болтушка».
На полях работали подростки, посильную помощь оказывали нетрудоспособные жители деревень.
«Жить было очень тяжело, — вспоминает Округина Глафира Иннокентьевна, — надо было зарабатывать трудодни, чтобы получить на него 500 г. муки. Вблизи дома работы не было и приходилось ходить за 3 км. Жили на заимках, приезжали домой раз в неделю, а назавтра отправлялись опять на заимку. Особенно тяжело приходилось летом, потому что начиналась посевная, и тогда уже работали от восхода солнца и до заката. Чтобы так работать, нужна была огромная сила. Но где ее было взять, когда есть было нечего? Ели зерно, напаренное в ведре, бывало, что приходилось есть и траву. Зимой возили на лошадях на гумно снопы и молотили. Были морозы, а одевать было нечего. Приходилось бежать за санями, чтобы не замерзнуть».
Детям в годы войны было несладко. Нелегко было и женщинам, матерям. «Я никогда не видела её (маму) отдыхающей, — вспоминает Мария Овчинникова, — она вставала в пять утра, кормила и доила корову (буренку — кормилицу), которую держала всю войну и после войны, готовила еду детям и к шести утра уходила запрягать коня. А ложилась она в час ночи, потому что летом нужно было поставить сено корове, зимой дров заготовить, напилить и сложить».
В начале войны со страниц газеты прозвучал призыв: «Девушки, на трактор!». «Когда началась война, — вспоминает Зырянова Анна Григорьевна, — собрали девчат и отправили учиться на трактористок в д. Ялань. Всем было трудно, голодно, но роптать было некогда. Надо было работать, приближая победу».
В самом начале войны был организован Фонд обороны, куда вносились добровольные пожертвования. На внесенные средства строились танковые бригады, авиаэскадрильи, бронепоезда…
В 1942 году в Фонд обороны от колхозников и колхозниц района поступило наличными деньгами свыше 500 тысяч рублей и облигациями – 1215 тысяч рублей. Из колхозов направлено посылок общим весом 4834 килограмма с новогодними подарками бойцам действующей армии. С большим патриотическим подъемом проходил сбор средств на строительство танковой колонны «Красноярский колхозник». Колхозники артели «Имени Ворошилова» собрали 1 миллион рублей на это строительство.
Колхозники «Знамени труда» активно собирали средства на строительство танковой колонны «Енисейский комсомолец».
В 1943 году по решению Енисейского райкома был организован общерайонный Красный обоз с участием всех колхозников района, было вывезено на пункт Заготзерно более 1200 центнеров хлеба.
В 1944 году, когда война шла к завершению, колхозники по-прежнему искали всевозможные средства помочь фронтовикам и тем, кто остался в тылу.
Так, председатель колхоза «Знамя труда» Колокольников Георгий Ильич, селекционер-самоучка, завез пшеницу Эритроспермум пытаясь вывести более устойчивый сорт для Севера. Следующим его приобретением стал картофель сорта Берлихенген, размноженный на колхозных полях.
«61 человек ушел на фронт из колхоза. В помощь фронту было сдано 60 лошадей с упряжками и 2 седла. Помогали продуктами — за 3 года — сдано более 30 тысяч пудов зерна (5 тонн), мяса, масла, яиц, картошки, рыбы, шерсти», — вспоминал председатель в своих дневниках. И, тем не менее, остались должны государству по сдаче сена и зерна.
Неурожай дал о себе знать сразу же – случались кражи зерна с колхозных полей. Чтобы выжить приходилось забивать скот. Сокращение поголовья скота, в том числе коров произошло практически повсеместно, но отдельные хозяйства, например, в Еркалово, Чермянке, Михалево и Усть-Питу даже увеличили поголовье. Поголовья свиней стало меньше везде, кроме колхоза в Усть-Тунгуске и Ключах. Удалось сохранить поголовье и в д. Михалевой. Поголовье лошадей также сократилось, в том числе и рабочих. Молодняка в эти годы удавалось вырастить немного. Он был очень слабым.
Большим подспорьем стало развитие пчеловодства в д. Южаковой, а также еще в 19 из 39 колхозах района. Особенно прибыльным оно оказалось для плотбищанцев.
Уже в 1944 году повсеместно посевные площади, в том числе и зерновых, сократились до уровня показателей середины 1930-х годов. Валовой сбор зерна сократился к 1944 году в 2-4 раза. Урожайность падала. Спасение пытались найти в увеличении посевов картофеля и других овощей. Заработки на стороне стали сокращаться к 1944 году, а общий доход увеличился.

Теплично-парниковое хозяйство колхоза «Путь Ленина»
Техническая оснащенность колхозов оставляла желать лучшего. За годы войны лишь количество 15-сильных тракторов увеличилось практически в 2 раза. Количество комбайнов увеличилось всего на 11 штук. Грузовых машин в колхозах не было вовсе. Обесценился и трудодень — он стал стоить 77 копеек, против 1 рубля 25 копеек в 1940 году.
В 1945 году вся посевная площадь составляла 8172 гектара, в том числе под зерновыми 91%, 5,7% — под кормовыми культурами, 1,8% — под картофелем, 1% — под техническими культурами и 0,5% — под овощами.
Но, не смотря на все трудности военного времени, енисейцы выстояли.
А разве могло быть по-другому?!
Выходя ежедневно в дождь или жару на свое рабочее место, будь то поле или ферма, каждый вносил свой вклад в Победу, приближая ее день за днем и час за часом.