С того момента, как французом Жозефом Нисефором Ньепсом в 1826 г. была запечатлена первая фотография с обычным названием «Вид из окна», в фотоделе произошла настоящая революция. Хотя некоторые специалисты считают, что снимок Ньепса – это вовсе не первый опыт человечества в деле получения снимка. Возможно, в данном случае, это самый ранний дошедший до нас вариант, так как попытки в этой области предпринимались и до 1826 г. В Российской империи фотодело так же нашло отклик, но пока еще, как и в Европе, исключительно в русле науки. Считается, что начало фотографии было положено членом российской Академии наук И.Х. Гамелем, предпринявшим поездку в Англию для изучения метода калотипии.
К 1840-м гг. и в России и за рубежом приходят к пониманию, что фотодело – это не только сфера интересов науки. Зарождается художественная фотография. В России 1840 г. был ознаменован открытием «художественного кабинета». Русские специалисты осваивают методы как калотипии, так и дагератипии. Тем не менее, до полного признания фотографии как отдельного вида искусства было далеко, был сделан важный вывод: она еще может приносить и прибыль. У истоков первого фотоателье стоял Сергей Левицкий. Его снимки городов Кисловодска и Пятигорска были отмечены золотой медалью в Париже. Но Левицкий не был одинок. Петербург стал одним из очагов новой отрасли, поэтому в 1851 г. здесь открылось фотоателье Андрея Деньера. Разумеется, фотосалоны являлись новым веяньем в жизни столичного общества. А как развивались события в освоении фотодела в Енисейской губернии, губернском центре, и в частности, городе Енисейске?
В.В. Чагин указывал, что в 1845 г. Красноярск посетил француз А. Давиньон, приехавший из Санкт – Петербурга, где он имел свою дагеротипную мастерскую, чтобы сделать портрет декабриста В.Л. Давыдова. Именно эта дата считается краеведами началом фотографии как в Красноярске, так и, возможно, во всей Енисейской губернии. Позднее губернская столица обзаведется целой серией фотоателье, в которых будут трудиться такие мастера своего дела, как: Г.Х Кеппель, Л.Ю. Вонаго, А.Е. Нитрам и другие. Удивительно, как в фотоделе уживались и стремление к искусству, и желание на нем заработать. Конечно, кроме профессионалов, в любом городе губернии можно было отыскать частных любителей, что было больше характерно для Енисейска 1860-х гг. При всем жанровом разнообразии, среди снимков в Енисейске до пожара 1869 г. выделяются панорамная съемка и отдельные пейзажные «зарисовки». Из дошедшего до нас материала, это преимущественно любительская работа. Не стоит забывать, что аппаратура того времени, при всем ее несовершенстве и громоздкости, была еще и очень дорога.
Период 1870-х -1890-х гг. – время зарождения и расцвета в Енисейске как любительской, так и профессиональной фотографии. Среди любителей – фотографов можно отметить золотопромышленника А.И. Тарасова, из архивов которого сохранилось два альбома фотографических работ образца 1878-1881 гг., хотя исследователь Е. Комлева указывает, что он владел своей фотомастерской еще до пожара 1869 г. Так же фотографией занимался политический ссыльный и общественный деятель города М.О. Маркс. К сожалению, в фондах музея сохранилось немного его работ. Об увлечениях фотографией свидетельствуют воспоминания купцов Востротиных, Базилевских, в коллекциях которых обнаруживаются не только фотоснимки, но и полноценные альбомы. К 1880-м гг. в обывательской среде Енисейска так же распространяется мода на фотографирование. Не смотря на свою ярко выраженную консервативность енисейской среды, сохранившиеся фотографии тех лет говорят о некой всесословности, нашедшей свое отображение на дагерротипе. В плане экономической составляющей, открытие в Енисейске фотоателье было чревато рисками и их владельцы, безусловно, рисковали в плане окупаемости как оборудования, так и содержания павильонов. И, если в Красноярске первое фотоателье открыло свои двери в 1872 г., то для Енисейска это скорее 1880-1890-е гг.
Публику постепенно завоевывают работы минусинского мещанина В.М. Зелихова и енисейского купца II гильдии И.И. Левинского, владевшего, по данным на 1903 г. своей фотомастерской. Позже к ним добавился некто Пермяков, фотоснимки которого иногда можно встретить в альбомах купеческих династий. Фотоателье Зелихова располагалось на Ручейной улице (сегодня ул. Фефелова) в собственном доме, ранее принадлежавшем его матери – Сусанне Васильевне Зелиховой за актом от 1885 г. Во владениях числится одноэтажный деревянный дом с павильоном, флигель и подвал. Павильон не случайно фигурирует в описании имущества фотографа. В его работах присутствует дух декораций в виде расписных под греческие колонны обоев, но они по-своему естественны благодаря объемным предметам: стульям, вазонам и геридонам. Окончательно наследником данного имущества Зелихов стал в 1912 г. Примечательно, что и Зелихов и Левинский работали в один период времени, являясь, своего рода, конкурентами, что в условиях небольшого города должно было усилить их противостояние. Было ли это так? Свидетельств пока не найдено. Судя по обилию сохранившихся фото, спрос был как на первого, так и на второго. При этом у каждой семьи, что могла себе позволить фотографироваться часто, был свой постоянный мастер.
Например, купеческое семейство Захаровых предпочитало Левинского, и большинство снимков с их участием сделано именно этим фотографом. Работы Левинского в целом напоминают работы Зелихова, но с применением разных декораций. Стоит обратить внимание на небольшую, казалось бы деталь: Левинский постоянно работал над оформлением своих снимков. Менялись цвета задников дагерротипов, а так же их эмблематика. У Зелихова в этом плане все было статично, но он, в отличие от своего конкурента, указывал адрес своего заведения: Ручейная дом № 8. Дагерротипы длительное время сохранялись, о чем возвещала реклама на оборотной стороне фото, и часто служили афишами на витринах фотоателье.
Отдельно можно отметить разнообразность снимков и жанров. Все чаще с высоких точек снимается панорама города и реки, улицы и транспорт. Для рядового енисейца конца XIX в. фотографирование было настоящим событием, поэтому к нему тщательно готовились, выдерживали строгую позу и наряд. Постепенно фотография приобретает в жизни горожан элемент повседневности наряду с телеграфом и граммофоном. Она больше не некая техническая диковинка, но средство, способное запечатлеть для истории то или иное событие. И теперь уже ни одна яркая церемония, будь то встреча норвежского исследователя Фритьофа Нансена в 1913 г. или закладка первой в Енисейске электростанции в 1915-м не обходятся без фотографирования. Теперь фиксируется все: от встреч чиновников до похорон. Похоронные фото – это особая, отрасль, становящаяся частью общего ритуала.
Важной составляющей станут хранилища снимков – фотоальбомы со специальными врезными арками под фото. Яркий представитель здесь – альбом Кытмановых. Фотоальбомы уже в советское время войдут в жизнь каждой семьи, но тогда они были доступны не каждому. Сегодня эти массивные с металлическими застежками альбомы и сегодня хранятся в фондах Енисейского музея. Фотографы – любители так же не оставались в стороне. Среди таких любителей начала 1900-х гг. можно отметить секретаря Городской Думы, видного общественника и мемуариста М.П. Миндаровского, чьи снимки города Енисейска стараниями В.А. Баландиной превратятся в виды с открыток (открытых писем), изданных в 1906 г. в Петербурге.
Советская эпоха сделала фотографирование более массовым. Прогресс в техническом оснащении (пленочные фотоаппараты, средства проявки и т.д.), всесоюзные движения любителей фотодела – все это сделает данную отрасль более доступной, хотя, чтобы заиметь свой более – менее серьезный аппарат, молодому фотолюбителю нужно было немало подкопить. В эти годы в Енисейске действовало как минимум два фотоателье, одно из которых располагалось в корпусе торгового дома И.Г. Гадалова (сегодня на этом месте стоит родильный дом), а второе ателье занимало угол перекрестка ул. Бабкина и Рабоче – Крестьянской напротив автовокзала. В городе известны такие мастера как Россихин и Дроздов, благодаря кадрам которых мы можем видеть Енисейск эпохи 1980-х 1990-х гг. Сегодня можно сказать, что фотодело в Енисейске прошло долгий путь становления и сопричастности к искусству, капиталу и прогрессу. Сегодня фото – это не всегда носитель из плотной бумаги, что само по себе – примета времени, но, как и в былые времена, оно играет важную роль в сохранении исторического момента.