Более тридцати лет, с 1840-х по 1870-е гг., на золотых приисках Енисейской губернии действовало правило: производить расчет с рабочими 10 сентября. Эту дату с нетерпением ожидали рабочие, которые всё лето тяжело трудились в тайге. Владельцы питейных заведений в городах и селах, готовились к прибытию приисковиков, пополняя свои запасы. Горожане на всякий случай проверяли надежность ставней и заплотов, с большой осторожностью относясь к появлению в городе «сентябристов».
Особенностью сибирских промыслов был сезонный характер работы на них: золото промывалось только летом, на зиму золотопромышленники оставляли только 15-20 % от летнего количества рабочих, остальные должны были возвращаться в свои селения. Начало основного операционного сезона, в силу климатических условий, было достаточно определённо: это происходило в первых числах мая, когда вскрывались таёжные реки, и можно было начать промывание золота проточной водой. Со временем окончания сезона дело обстояло сложнее: зима могла быть ранней, а могла быть и поздней. В этом случае хозяева приисков старались при помощи всевозможных ухищрений задержать рабочих на приисках вплоть до октября, продлевая, таким образом, трудовой сезон, рабочие же, не желая попадать из-за этого в тяжёлое положение, требовали расчёта в середине сентября.
Законодатели не могли не считаться с отдалённостью приисковых районов и суровыми климатическими условиями Сибири и установили день окончания приисковых операций 10 сентября (в день трёх мучениц Митрадоры, Минадоры и Нимфадоры по народному календарю), хотя не исключалась промывка золота при обоюдном согласии до более позднего срока.
10 сентября – это день расчета и выдачи заработной платы. Этот чистый заработок, выдаваемый рабочему на руки за весь отработанный сезон, назывался «додачей» — это была та сумма, которая оставалась после всех вычетов: задатка (который получал рабочий при найме на работу), продуктового забора и штрафов.
После окончательного расчёта, рабочие партиями по 300-500 человек, под надзором казаков, служащих и выборных старост покидали прииски. Александр Игнатьевич Кытманов в своей фундаментальной работе писал: «Казаки должны были охранять рабочих от пьянства, грабежей и убийств. В деревнях рабочие должны были оставаться лишь на время, необходимое для отдыха. Казаки сопровождали рабочих не только по приисковым дорогам, но и по трактам: Маковскому, Ачинскому, Тасеевскому».
При учете всех мер предосторожности, вероятно, не обходилось и без неприятных инцидентов. Так А.И. Кытманов вновь отмечает: «В Енисейске городничий просил командующего отрядом поручика Чиркина дать ему в помощь казаков для выгона из Енисейска приисковых рабочих, оставшихся в городе»; «Много страху нагнали на жителей слухи, что при расчете рабочих с приисков, в город нахлынет масса рабочих и будет чинить беспорядки. Для предотвращения пьянства во время выхода рабочих кабаки с 12 по 22 сентября были закрыты. Раньше при этом снимались вывески, но это не достигало цели, теперь велено запечатать и бочки в кабаках».
С принятием нового устава о золотопромышленности от 1872 г. прежний обязательный срок расчета рабочих после 10 сентября был постепенно упразднен и рабочие стали наниматься до 1 октября. Но с изменением, укоренившихся за десятилетия порядками, рабочие примирились не сразу. Например, на приисках Баландина рабочие не захотели оставаться на работах дольше 10 сентября и ушли с прииска. Только исправнику и казакам удалось вернуть их с Ерудского зимовья на прииск. Тем не менее, постепенно новые сроки выхода из тайги утвердились. Так в 1874 г. управляющий Кытманова Комягин писал, что рабочие у Баландина и Асташова работали спокойно и после 10 сентября. В 1875 г. рабочие на приисках Кытманова рассчитаны 21 сентября и 10 число прошло «без ропота».
Научный сотрудник Енисейского краеведческого музея Андрей Щетинин.