Так случается в истории, что ремесленная необходимость со временем превращается в искусство, которое представляет собой не только важный элемент традиционного уклада, характеризующий народную жизнь, но и символизирует прекрасное. С уходящими эпохами, в свете технического прогресса, многие естественные лет сто назад вещи и механизмы либо потеряли свою актуальность, либо перешли в разряд этнографической диковинки. Совсем иначе обстоят дела с вязанием. Например, в наше время, 12 сентября принято считать – Международным днем вязания крючком.
Это издавна известное занятие, которое продолжает оставаться популярным в наши дни, благодаря возможности быстро и легко создавать как одежду целиком, так и элементы ее декорирования, а так же различные скатерти, украшения, игрушки и многое другое. Где, как и когда оно возникло, сложно сказать. Самое раннее письменное упоминание этого вида рукоделия можно встретить под видом «пастушье вязание». Существует мнение, что техника вязания крючком появилась в XIX веке, как род вышивки «тамбуром». Первые изделия, как это выяснилось позднее, были вышиты не крючком, а с использованием иглы. Вязанием были увлечены все слои общества, начиная от королевских семей и заканчивая бедняками. Отличие было только лишь в качестве материала и приспособления. Простые люди пользовались гнутыми иглами с пробковыми либо деревянными ручками, а дамы высшего общества имели крючки с ручками из серебра или слоновой кости.
В России вязание крючком получило популярность лишь с конца XIX века. Мастерицы вязали кружева, пользовались преимущественно узорами из ткачества и вышивки крестом. В фондах Енисейского краеведческого музея можно встретить множество примеров поздних работ, связанных с вязанием крючком. Большая их часть связана со скатертями, но встречаются наволочки и подзоры, созданные в этой технике. Одним из первых вязаных крючком предметов в наш Енисейский краеведческий музей поступила в марте 1980 г., скатерть полуовальной формы для маленьких столиков, связанная Белозеровой А.Н. в молодости, датируемая 30-м годом XX в. Достаточно одного взгляда на эту вещь, чтобы понять – в ней есть душа. Она буквально дышит эпохой не только за счет своего узорчатого тела, способного придать изящность любой поверхности, но больше из – за того, что ею действительно пользовались, она по – настоящему служила. В этом и ценность большинства экспонатов – они жили, они бытовали, а не просто являлись безмолвными статистами человеческого быта.
Сегодня можно встретить большое количество способов, приемов, методов для создания вязаных изделий крючком, которые позволяют тренировать внимание и зрительную память, а сам результат творческого создания предмета является способом самовыражения, позволяя выделиться из серой массы.