Сегодня мы ставим на беспристрастный вращающийся круг нашего проигрывателя пластинку с песнями Александра Вертинского. Это вторая часть юбилейного сборника, выпущенного к столетию великого певца и артиста советской фирмой грамзаписи «Мелодия» в 1989 г. Да, именно такая пластинка оказалась в коллекции фондов Енисейского краеведческого музея, поэтому звучащий на ней трагический голос будет спутником сегодняшнего ноябрьского дня. Признаюсь, в детстве мне очень симпатизировал образ Пьеро с его трагикомическим мироощущением, но при этом его личность не была лишена некого романтического магнетизма, раскрываемого в каждом куплете о девочке с голубыми волосами.
Именно в образе печального Пьеро еще в дореволюционной России Александр Николаевич впервые получил известность. В 1913 – 1914 гг. начинается его эстрадная деятельность, которая во многом шла в унисон с литературными течениями Серебряного века. Хотя в кино он дебютировал еще раньше, снявшись в 1912 г. в фильме Ильи Толстого.
Вертинский родился в Киеве в 1889 г. Его биографы часто пишут, что: «Детство Александра Вертинского прошло без родительской любви. Клеймо незаконнорожденного оставило отпечаток на дальнейшей жизни и карьере». В юности певец испытал сполна все превратности судьбы: он ночевал в скверах и подъездах, крал деньги (за что в свое время был изгнан из гимназии), работал грузчиком и продавцом. Счастливой случайностью стала встреча с Софьей Николаевной Зелинской, в девичестве подруги матери, а так же преподавательницы женской гимназии. В ее доме Александр узнал Марка Шагала, Николая Бердяева, Натана Альтмана. Александр, работая к этому времени журналистом, накопив денег, уезжает покорять Москву.
Нужно сказать, что в Москве он быстро обретает славу именно благодаря съемкам в кино. Он быстро входит в местную богему, а слава преследует его по пятам. Но у славы оказывается и другая сторона: Александр и его сестра Надежда быстро обретают наркозависимость. В 1914 г. Надежда умерла от отравления наркотиками. Александр же, чтобы спастись от кокаина, уходит на фронт начавшейся Первой мировой войны добровольцем. На фронте он пробудет в качестве медбрата до 1916 г. С войны Вертинский возвращается в театр миниатюр Арцибашевой, затем следует серия гастролей по Европе и Америке, где артист имел большой успех. Вертинский не примет революцию 1917 г. и будет жить в эмиграции до 1943 г., когда ему было дозволено возвратиться теперь уже в СССР.
В 1940-1950-х началась новая волна популярности певца на Родине: он выступает с аншлагами в Москве и Ленинграде, гастролирует по Сибири и Уралу. Его песни звучали просто, часто лишь в сопровождении одного рояля, как на пластинке, что сейчас вращается в нашем проигрывателе.
Из перечня песен на этом сборнике мне особенно нравится «Игуменья», в лирике которой заключена невероятная человеческая драма, рассказ о том, как совершенно невероятно может поменяться вектор человеческой жизни, а строчки: «Маленькая женщина, вы порвали с миром/Только память прошлого все еще жива», считаю очень сильными во всей песне. Не меньше цепляет восточным колоритом «Китайская акварель», созданная на стихи Н. Гумилева. Очень острая социальная сатира скрыта за, казалось бы, безобидной «Снежной колыбельной», на самом деле лишенной сказки зимы по воле обыденного человеческого порока. Но больше всего хочу выделить для себя лично тонкую по своей философии «Дни бегут». Особенно она хороша в исполнении Валерия Ободзинского, который в поздние годы своего творчества обратился к наследию мастера. Ведь именно в этой песне есть место мудрому взгляду человека, испытавшему очень много, чтобы иметь право сказать: «Время лечит людей, и от всех этих дней остается тоска одна/ И со мною всегда она».
Научный сотрудник фондов ЕКМ Ромашков Ю.В.