Как это часто бывает, путь художника от периода становления до признания его работ редко выдается легким. Особенно, если часть этого пути, хоть и не большая, опалена пламенем Великой Отечественной войны. Согласно документам, которые хранятся в фондах Енисейского краеведческого музея, Михаил Прохорович Лобанов пришел в объединение «Енисей» вместе с Анатолием Лебедевым в 1963 г. К тому периоду времени костяк объединения уже составляли К. Голых, Н. Дорогов, Р. Букулит. Начинающему художнику понравилось доброжелательное отношение опытных мастеров, он с огромным удовольствием включился в работу объединения, а вместе с тем, так или иначе, и в творческую среду Енисейска. Первые выставки убедили его в правильности решения – связать себя с людьми, чье мнение о его работах стало со временем необходимым. Художник не может жить да и быть, если ему не с чем их сравнить, не у кого учиться. Да и просто общение с новыми людьми было необходимо Михаилу Прохоровичу. В 1963 г. ему было уже тридцать девять лет. Не так уж и много, но итоги 39 лет были наполнены до краев всевозможными, чаще всего отрицательными коллизиями.
Но вернемся к истокам. Совсем маленькому ему пришлось пройти со своими родителями огромный по тому времени путь с Алтая до севера Омской области, с такими же бедолагами – ссыльными крестьянами, не понимающими, в чем их вина и почему они, таким образом, должны искупать ее. Много горя семье пришлось перенести на чье-то чрезмерное революционное усердие. Для многодетной семьи, прибывшей на север, необходимо в первую очередь было жилье. Помощники у отца в основном еще под стол пешком ходили, а поэтому с раннего утра до позднего вечера, торопясь, чтобы успеть к зиме, отец трудился не покладая рук. Рубил лес, ворочал огромные бревна и, не соразмерив свои возможности, как говорят в народе, надорвался. Недолго поболев, он умер. Следом за ним, не выдержала испытаний новой жизни, умерла и мать. Ребятишки были определены в детский дом.
Быть может, совершенно иначе сложилась в дальнейшем жизнь Михаила Прохоровича, если бы его, уже ученика четвертого класса, не забрал к себе старший брат. Именно тогда впервые Михаил начинает рисовать. Жена брата, учительница, заметив эту склонность, дает ему работу по изготовлению наглядных пособий для школы, с чем Михаил великолепно справляется. Великая Отечественная война внесла в его жизнь свои коррективы. Когда запрашивали его документы для призыва в армию с Алтая, выяснилось, что он на год моложе. Но брат спросил, хочет ли он идти на фронт? Какой вопрос! В то время молодые люди просто рвались на войну, и поэтому на семейном совете решили не изменять год рождения. Таким образом, он попал на фронт шестнадцати с половиной лет. В 1943 г. Михаил Лобанов был зачислен в 1562-й аэродромный полк ПВО 5-й Воздушной Армии. Часть выполняла функции прикрытия аэродромов от налета авиации противника. Это была ответственная и очень опасная работа, так как немецкая авиация довольно часто появлялась над расположением советских аэродромов, как с целью разведки, так и бомбово-штурмовых ударов. Важно сказать, что и сам путь на фронт для Лобанова оказался непростым – воинские эшелоны на станции попали под удар люфтваффе: «Часовой у товарняка упал, кровь из бока течет, винтовка отлетела в сторону. Картина первой смерти на глазах, первые ужасающие впечатления настоящей войны. Вражеские самолеты сделали 3-4 захода и улетели. Все сразу стихло, только крики: «Санитара!» раздавались то тут, то там. Прямо в нашем вагоне был убит мой земляк. В этом котловане тогда похоронили 37 человек».
Подразделение, в котором теперь нес службу Михаил Прохорович, входило в состав 5-й Воздушной Армии под командованием на тот момент генерал-лейтенанта С.К. Горюнова. Армии предстояло принять участие в одном из завершающих этапов сражения, закрепившем коренной перелом в войне – Курской битве. Данная Воздушная Армия только недавно вышла из очень трудной для нее битвы – Воздушного сражения на Кубани. Боевую работу 5-я воздушная во взаимодействии с частями 2-й воздушной, начала в период проведения Белгородско-Харьковской наступательной операции, ударами бомбардировочной и штурмовой авиации способствуя продвижению наземных войск. Первый день операции 3 августа 1943 г., оказался для наших авиаторов богат на потери. Как пишет исследователь В. Горбач: «Отметим, что реальные потери 2-й и 5-й воздушных армий, согласно оперсводкам обоих объединений, составили 40 самолетов. Из них 12 самолетов потеряла 5-я воздушная армия (5 Ил-2, 5 Як-1, 1 Ла-5, 1 Пе-2). Потери 2-й воздушной армии составили 28 самолетов. Велико было и количество поврежденных машин. Только в 292-й шад 1-го шак таковых было около десятка». Доставалась и аэродромам. Неоднократно Михаилу Лобанову со своим зенитным пулеметом ДШК приходилось вступать в единоборство с немецкими самолетами.
За боями на Курской дуге последовали схватки с врагом при освобождении Украины, Румынии, Молдавии, Венгрии, Австрии и Чехословакии. Победу Михаил Прохорович, уже в звании младшего сержанта, встретил в Праге. Приказом от 26 июня 1945 г. он был награжден медалью «За Отвагу». Из наградного листа следует, что: «Товарищ Лобанов за время пребывания в роте, в должности зам. командира отделения, показал себя как инициативный командир, оказал большую помощь командиру отделения в слаживании расчета и укреплении воинской дисциплины в расчете. Неоднократно оставаясь за командира отделения, при налете авиации противника, умело руководил огнем своего пулемета, не допуская самолеты противника к охраняемому объекту, за что имеет несколько благодарностей от командования полка». Кроме этой награды, Лобанов был удостоен медалей «За взятие Будапешта» и «За взятие Вены». В 1985 г. его нашел и «Орден Отечественной войны II степени».
Но нам интересен не только боевой путь, но и уникальный творческий мир художника. Становление Михаила как художника произошло в 1946-1947 гг. Как считал сам, тогда молодой ещё человек, но уже прошедший войну, он стал заниматься художеством основательно в своей части, расположенной в то время в Одессе, когда помогал парторгу в оформлении боевых листков. Параллельно рисовал плакаты на военную тему, которые развешивались на территории части. Демобилизовался Лобанов в 1947 г. Вернее его комиссовали, сделав операцию по удалению осколка, оставшегося после ранения, хотя документы о ранении в архиве ЦАМО не найдены. Он вернулся домой и устроился на работу в клуб художником-оформителем.
В начале 1950-х он поступает в Народный университет культуры им. Крупской, но финансовое положение дает возможность учиться только заочно. До своего переезда в Новоенисейск в 1963 г., Михаил перешел от копирования к этюдам, часто выезжал с однокурсниками на пленэры. Переехав в Новоенисейск, Лобанов долго работал при ЛДК-2 художником-оформителем, пока не вошел в круги творческой интеллигенции, как своего молодого поселка, так и старинного Енисейска.
Как пишет Г. Семенов: «После знакомства с членами объединения художников «Енисей» Михаил Прохорович утверждается на выставках как художник творческий, имеющий свой взгляд и на изобразительное искусство, и на его значение и место в жизни. Его работы легко просматриваются в зале, как работы, имеющие свой язык, свою цветовую гамму». За этот период времени было реализовано множество творческих замыслов. Сюжеты его работ разнообразны, но нельзя не заметить, что художника привлекает Енисейск, а так же красота сибирской природы. В этом плане его картина «Тетеревиный ток», созданная в 1965 г. и хранящаяся сегодня в фондах Енисейского музея, предстает успешной попыткой художника передать всю атмосферность и неповторимость какого-нибудь девственного, не тронутого строительной стихией человека, уголка таежной природы.
Картина поступила в музей в 1966 г. стараниями другого художника – А.И. Лебедева. Труды Михаила Прохоровича не остались без своего зрителя: его работы демонстрируются в Енисейске, Лесосибирске и Красноярске, за активную работу и творческие достижения он награжден медалью лауреата Второго фестиваля народного творчества. Михаил Прохорович прожил большую жизнь, жизнь, наполненную творческим поиском и радостью созидания, он прожил жизнь, которой, как писали его современники, «которой бы хватило на несколько человек».