5 (18) февраля на Руси наступал день Агафия-полухлебника («Агафьи-коровницы», «Агафьин день»). В этот день было принято проверять оставшееся зерно, чтобы его хватило до нового урожая. Хозяева старались навести особый порядок в доме, в амбарах и в хлевах. Мужчины выходили на ремонт построек. Женщины пекли пироги с курицей, символизирующие достаток. Семья ела, а остатки отдавали скотине. Смотрели и на снег на полях: считалось, что, чем его больше – тем лучше будет урожай. Бабушки рассказывали, что в этот день идут по земле Святые – вслед за Ангелами. Потому было принято угощать бедствующих и путешествующих. По народным приметам, следили за птицами, и определяли какой будет погода. Люди, родившиеся 5 (18) февраля были необыкновенными тружениками.
Уже с XVII века в енисейских хозяйствах появляются коровы. Содержание скота не требовало от крестьян особых затрат. Большую часть времени (с апреля по октябрь) скот пасся на выгоне. В зимнее время скот находился на подворье. Постройки для его содержания устраивались в зависимости от хозяйственной состоятельности крестьянина. У зажиточного хозяина обычно имелось до пяти стаек. Обеспеченность крестьян землей в губернии была несравненно выше, чем за Уралом.
Хотя по развитию скотоводства Енисейский округ во второй половине 19 века по губернии занимал почти последнее место, здесь было животноводство осёдлого типа. В 1888 году насчитывалось 28 625 голов крупного рогатого скота. В это же время в Туруханском крае насчитывалось 540 коров, здесь мы делаем поправку на северные условия содержания. В огородах всех волостей жители выращивали морковь, картофель, огурцы, горох, бобы, брюкву, свёклу, репу, капусту, лук, редьку. Ячмень вызревал до самого Ворогово. От продажи скота и мяса формировался денежный доход.
Как отмечают исследователи, в Сибири порицали тех, кто нерадиво относился к скоту. Широко практиковалось в прежние времена почитание народных праздников, связанных с днями святых покровителей крестьянских занятий. Но были и другие дни в народном календаре, такие как Касьянов день (29 февраля), когда скот в этот день прятали в конюшнях и стайках, не выпуская, боясь падежа и болезней скотины.
В конце 19 века в городе уже был маслобойный завод, на котором всего двое работников справлялось с полученным заданием. Коровье масло стоило от 8 до 13 рублей.
Торговлей скота на прииски занимался купец Павел Егорович Фунтосов. Большое количество шкур купцы продавали за пределы округа, вывозя их сотнями по реке. В городе были кожевенно-мануфактурные предприятия.
Были и отрицательные стороны содержания: берега и взвозы годами заваливались навозом, что неоднократно обсуждали члены городской Думы.
Но среди горожан заботы по сохранению собственного поголовья были постоянными. Потому что периодически в Енисейском округе случались падежи скота. Причиной тому служили такие страшные заболевания, как чума. Её занесли осенью 1886 году (чаще всего это случалось при перегонах скота с южных районов губернии). Три года свирепствовала она по районам. Но в нашем была только в трёх пунктах, не распространяясь далее. В результате из 191 заболевших животных, 12 выздоровели, 179 – пало.
Вот сообщение из Памятной книжки Енисейской губернии за 1899 год: «Из Троицкой церкви 23 апреля был крестный ход в южную часть города, где в древние времена стояла башня, в которой находилась икона Св. Георгия. Цель крестного хода – испрошение у Господа Бога сохранения от падежа скота». Были крестные ходы и в сёлах Пировском (20 июля), Яланском (7 июля), Бельском (8 июля).
В памятке «Меры против чумы рогатого скота» опубликованы весьма любопытные данные: среди мер профилактики – горячая баня, стирка в горячем щёлоке, выжаривание вещей после контакта с больными животными. Ну и как же – без всепомогающего таёжного дёгтя?!
В конце 19 века представитель купеческого семейства Кытмановых – Пётр Игнатьевич – был внештатным ветврачом. А Степан Васильевич Востротин окончил ветеринарный курс университета в Казани.
С января 1921 года в документах значится уже подотдел ветеринарии уездного земельного отдела (преобразования прошли также в 1924 и 1926 годах).
Неоценимые данные оказались в рабочей тетради, переданной в фонды Енисейского краеведческого музея Кытмановым Алексеем Васильевичем, бывшим инструктором сельхозотдела Енисейского РК КПСС.
Главный врач КГКУ «Енисейский отдел ветеринарии» Оксана Анатольевна Щелканова, анализируя данные подмечает: «Пока существовали хозяйства – существовали частники. Старшее поколение с теплотой вспоминает те времена, когда колхозы помогали своим членам: например, скот определяли «на доращивание». Большим подспорьем для тех, кто не имел возможности самостоятельно выбраться для реализации скотины в городе, была организована сдача продукции на так называемые «молоканки» (пункты приёма молока).
В 1992 году в городе Енисейске и Енисейском районе насчитывалось 16 697 голов крупного рогатого скота (КРС) . В 2012 году общее количество по Енисейску и Енисейскому району (от Шапкино до Никулино) было уже всего 1930 голов, из них – 980 коров.
На 1 января 2020 года в отчетах значится 2019 голов КРС, из них — 1025 коров, включая всех хозяйствующих субъектов и частный сектор: Енисейск, Енисейский район, г. Лесосибирск, а также 2 хозяйства – СПК имени М.И. Калинина (Погодаево — около 30 коров) и ООО «Анциферовское» (с. Анциферово- около 140 коров).
В трудные годы, когда в середине 20 века город и сёла были заполнены ссыльными, продукты животноводства были для них спасительными, хотя попадали на стол крайне редко. Молоком иногда рассчитывались за выполненную работу, как пишет в своих воспоминаниях поляк Казимир Бучек: «по пол-литра в день брали, чтобы подольше хватило. Завтрак, который состоял из кусочка хлеба и кружки кипячёной воды, слегка окрашенной обратом молока»…
После войны растёт поголовье, в некоторых хозяйствах – значительно. В районной газете печатают материалы по теме животноводства, не умаляя некоторые недостатки выполнения планов.
Из воспоминаний Татьяны Александровны Дураковой, ветеринарного врача, посвятившей этой профессии более 40 лет: «Все старались иметь в хозяйстве скотину (коров). Это было выгодно. Мясокомбинат собирал на баржу скот по сёлам района. В 80-е годы, когда я начинала работать, корову можно было купить за 300 рублей. Раньше, ведь, как?: Бычка сдал – купил мотоцикл. А сейчас: продал машину – купил корову». Я делаю удивлённые глаза, а в ответ слышу, что обычная корова стоит в наше время 50-60 тысяч рублей.
С ностальгией вспоминает прошлые времена и нынешний руководитель КГКУ «Енисейский отдел ветеринарии» Василий Владимирович Дураков: «В прежние годы, благодаря искусственному осеменению, поддерживалось племенное скотоводство, например, в Погодаево, Мало-Белой, Верхне-Пашино. Если жил в деревне и не держал корову, такого считали (обзывали) «бичём» или «лодырем».
В период социалистического строительства жители города предпочитали закупать хлеб на хлебозаводе (вместо 2 буханок, например, покупали 6). Стоил он тогда 18 коп. И в очереди было сразу понятно: кто держит скотину. Кроме того, приобретали через торговые сети дроблёнку — крупу. Брали с пивозавода барду (кашеобразная ячменная смесь), которую вывозили специальной машиной даже в Абалаково). А так называемые частники брали её бочками, ставили на телеги или санки, в зависимости от времени года.
В 1965 году в городе Енисейске было более 400 голов КРС. В 1980 году уже насчитывалось 380 дойных коров, а в 2021 году осталось 62 головы (42 коровы и молодняк).
В конце 60-годов прошлого века недалеко от Енисейской кулинарии (ул. Диктатуры Пролетариата) был приёмный пункт, куда сельчане возили катером сметану на сдачу. На катере работал Паршин Николай Григорьевич, который жил в деревне Паршино. В советское время по многим видам сельско-хозяйственной продукции были нормативы налога. Забили, к примеру, овцу – шкуру для себя оставить не можешь, нужно сдать государству. Или определённое количество яиц, масла».
Мечтая о той сметане, выясняется, что енисейские коровы на частных подворьях жили долгую жизнь: есть редкие примеры – по 17 и даже по 20 лет, становясь «членами семьи». А вот в хозяйствах жизнь их короче: 10 -12 лет.
В наши дни некоторые владельцы нанимают пастуха для выпаса коров на поляне за речкой Мельничной. Раньше сено продавали возами. В 19 веке сено стоило 20 коп. Сейчас – рулонами по 300 кг, и стоит он 1300 рублей. Покупное сено обходится значительно выгоднее. Потому что многие лишились техники.
Отдельно хочется сказать о самых распространённых болезнях коров. Чаще всего это заболевания гинекологические и желудочно-кишечного тракта. А еще самые страшные инфекционные болезни: чума свиней, эмкар ( эмфиземотозный карбункул). Сибирскую язву удалось остановить методом прививания.
Но, к сожалению, не все владельцы скота относятся ответственно к своим обязанностям. Некоторые не пускают врачей на подворье, не предоставляют животных для проведения ветеринарных мероприятий (2 раза в год). Часто у коров бывает трудный отёл и тогда специалист при родовспоможении становится Айболитом.
Но расслабляться, как уверяют ветеринарные врачи, — нельзя! Всё может вернуться в любой час. Болезней и инфекций становится в мире всё больше. В коллективе КГБУ «Енисейский отдел ветеринарии» трудится 62 человека. На территории Енисейского района есть 8 ветпунктов и 2 ветлечебницы.
Единичные случаи сибирской язвы среди свиней были зарегистрированы у нас в районе в 1949 и 1961 годах. В КГБУ «Енисейский отдел ветеринарии есть уникальный экземпляр справочника по ветеринарии столетней книги 1922 года, в котором содержатся до сих пор актуальные сведения о болезнях домашних животных и их лечении (Фото прилагается).
Теперь никто, как прежде, не станет молиться святым Модесту и Власию о здравии своих животных. Порой неоценимую помощь оказывают наши ветеринарные специалисты, посвятившие этому труду десятки лет. Ещё полтора века назад в городе было всего 3 ветеринарных специалиста, которых издавна было принято называть «коновалами».
Грустную ностальгическую картину в районе Симоновки представляют разрушенный ангар для молодняка, а чуть в стороне – заброшенная ферма. А, ведь, когда-то мы все стояли в очереди в маленький ларёк по ул. Ленина — за знаменитыми городскими пирожками с ливером …
Енисейский краеведческий музей им. А.И. Кытманова благодарит за предоставленную информацию и материалы при подготовке публикации:
Василия Владимировича Дуракова, начальника КГКУ «Енисейский отдел ветеринарии»;
Оксану Анатольевну Щелканову, главного врача КГКУ «Енисейский отдел ветеринарии»
Татьяну Александровну Дуракову, ветеринарного врача КГКУ «Енисейский отдел ветеринарии».