Император Александр II вошел в историю России как Освободитель и Реформатор. Бомба, брошенная народовольцем, оборвала его жизнь в один из самых значительных моментов в судьбе царя и всей страны. Старший сын сначала великокняжеской, а с 1825 года – императорской четы Николая I и Александры Федоровны, Александр получил хорошее образование. Его наставником был Жуковский, который стремился воспитать в будущем монархе человека просвещенного, дарующего своему народу разумные законы, монарха-законодателя. Личность наследника престола формировалась, конечно, и под влиянием отца, который хотел видеть в сыне «военного в душе». Естественно, эти влияния оставили глубокий след в характере, склонностях, мировосприятии наследника и отразились в делах его царствования.
13 марта 1881 г., в результате очередной попытки покушения на Александра II на набережной Екатерининского канала в Петербурге, император был смертельно ранен бомбой, брошенной народовольцем Гриневицким.
Еще в 1868 г. состоялось первое покушение народовольцев на Александра II. Сохранение жизни царя стало поводом для серии благотворительных дел по стране, в том числе и открытия детских приютов. Городской голова А.А. Грязнов предложил открыть в Енисейске приют для призрения детей, не имеющих родителей или бедствующих и вынужденных нищенствовать, которые «увлекаются разными шалостями». Устав дома призрения был подготовлен в январе 1868 года, однако приготовление к открытию заняло больше года и состоялось в июле 1869 года.
Дом призрения предложили назвать Александровским. Средства на его содержание были собраны из прибыли городского банка, средств городской думы, пожертвований общества и частных лиц. Управлял приютом комитет из пяти человек: городской голова, два товарища директора банка, представитель от купцов и мещан. Игнатий Кытманов купил у наследников Башурова двухэтажный каменный дом по улице Набережной за 5 000 рублей, отремонтировал и передал обществу для размещения приюта. Согласно уставу, в приюте должны были призреваться 20 мальчиков из бедных семей от 6 до 18 лет, а круглые сироты и подкидыши – моложе 6 лет. Не принимались больные и без прививок. Дети должны были учиться в школе, а в свободное время обучаться ремеслу. Учеба осуществлялась бесплатно. На каждого мальчика выделялось 130 рублей серебром, в том числе на питание 60 рублей серебром в год. С 12 лет дети отдавались в обучение ремесленникам и торговцам. Заработанные деньги перечислялись в общественный банк и хранились на имя ребенка до 18 лет. Успешных детей отправляли в высшие учебные заведения за счет города или благотворителей. Заболевших лечили бесплатно. По выходу из приюта выдавалось свидетельство о нахождении в приюте и пройденном обучении.
Проработав всего 2 месяца, здание приюта вместе с его имуществом сгорело в большом пожаре 1869 года, но И.П. Кытманов и другие благотворители все восстановили. 17 августа 1873 года приют снова открылся в двухэтажном деревянном доме на каменном фундаменте. В 1879 году В.М. Харченко на свои средства сделал деревянную пристройку к зданию Александровского приюта, где разместилась квартира учителя и кухня для воспитанников. С 1896 года начала работу начальная школа при приюте. В 1897 году при приюте было открыто мужское приходское училище.
За период 1873-1916 гг. в приюте находилось от 12 до 29 человек в год. Часть детей постепенно выбывала, на их места приходили новые. Мальчики, кроме обучения грамоте, учились и ремеслам: столярному, токарному и сапожному.
Интересно, что на заседании городской думы в августе 1897 года городской голова С.В. Востротин предложил обществу попечения о начальном образовании перенести один из свои наследственных домов, находившийся на углу Большой улицы (сейчас улица Ленина) и Святоградского переулка (сейчас улица Худзинского) в усадьбу Александровского дома призрения на Спасской улице (сейчас улица Тамарова). Один из этажей отвели под мастерские курсов и деланию корзин. Впоследствии этот дом, где были эти курсы, поступил городу и стал общим достоянием усадьбы Александровского приюта.