КТО «СЛЫШИТ» ГОРОД?
выставка, посвященная 50-летию нахождения Енисейска в федеральном списке исторических поселений
Советский и американский журналист, писатель и радиоведущий Петр Льво́вич Вайль (29 сентября 1949, Рига — 7 декабря 2009, Прага) утверждал: «…связь человека с местом обитания – загадочна, но очевидна. Ведает ею известный древним genius loci, гений места, связывающий интеллектуальные, духовные, эмоциональные явления с их материальной средой. Для человека нового времени главные точки притяжения и проявления культурных сил – города. Их облик определяется гением места, и представление об этом – сугубо субъективно».
Сегодня мы познакомимся с енисейскими гениями, которые сделали город таким, каким мы его сегодня видим. И посвятим свою выставку нерядовому событию.
Список из 115 исторических поселений России был утвержден 31 июля 1970 года постановлением Госкомитета Совета министров РСФСР по делам строительства и коллегии министерства культуры РСФСР № 36. Наш город сохранил свой статус в сильно сокращенном списке 2010 года (Приказ министерства культуры Российской Федерации, министерства регионального развития Российской Федерации от 29 июля 2010 г. № 418/339 «Об утверждении перечня исторических поселений»).
На сегодняшний день в этом списке 41 (без Крыма) историческое поселение, за Уралом таких объектов – четыре: Томск, Енисейск, Иркутск и Кяхта. В Красноярском крае, соответственно, такой город один.
Петр Вайль задал нам вектор для рассказа, но названием выставки стали слова другого человека. Британский архитектор, придумавший стиль хай-тек Норман Фостер предлагал: «Прежде чем что-то строить – слушайте город, прежде чем что-либо сносить – слушайте сердце».
Его слова стали особенно актуальными, когда Енисейск преобразился к юбилею. Выставка «Слушая город» является попыткой осмыслить произошедшие перемены с нашим городом и те его изменения, которые еще только предстоят. Ведь Енисейск – настоящий музей под открытым небом.
Его исторический центр с 2001 года внесён в предварительный список Всемирного наследия ЮНЕСКО, поскольку центральная часть города сохранилась без существенных изменений.
Самым первым и наиболее известным памятником истории и культуры общероссийского значения является комплекс Спасского мужского монастыря (Постановление Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 № 624). Потом были региональные включения в 1980, 1986 и 1990 годах.
Указом Президента РФ от 20.05.1995 г. № 176 еще 28 объектов включено в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения.
Около 100 объектов включены в списки памятников истории и культуры регионального и местного значения. В наши дни продолжается работа по выявлению и изучению памятников архитектуры и истории на территории города Енисейска.
Собрав всё воедино, осенью 2020 года в Енисейском краеведческом музее им. А.И. Кытманова открылась выставка о городе и людях, об архитектурных традициях и современном строительстве, о том, как мы ориентируемся в пространстве постюбилейного города.
Сегодня мы предлагаем познакомиться со старинными картами, фотографиями и документами, а также коваными изделиями и гипсовыми изваяниями в онлайн-формате. Попробуем услышать наш город.
Сегодня так легко это сделать, когда идешь по улицам, сворачиваешь на набережную, прогуливаешься по площади. Под ногами шуршит брусчатка. Но так было не всегда. Улицы, вытянутые вдоль Енисея сегодня, в конце XVIII столетия начинались у собора и уходили на юго-запад к монастырю и кладбищу. Какое-то время поперечные реке направления назывались переулками.
В 1777 году, – как писал Кытманов, – Енисейск посетило большое бедствие – страшный пожар, после которого осталась целой часть города за Мельничной. Вот тогда значительно изменилось расположение улиц. Появились вновь проектированные или просто новые улицы, в том числе появились Большая и Бассейная улицы. Город в полицейском отношении был разделен на две части. В сферу полиции входило благоустройство и благообразие города, содержание улиц в чистоте, освещение, чистота рек, безвредность воздуха, застройка пустых мест и т.д.
Имеющие собственный дом горожане записывались в обывательскую книгу.
Жители Енисейска селились по профессиональным признакам, его знаменитые железоделатели и бронники, плотники-корабелы жили на особых улицах, прилегавших к речке Толчейной (Мельничной) и по Скородумову ручью – ныне ул. Фефелова. Регулярная перепланировка города после пожара 1778 года перекрыла старинные лучевые улицы от городского центра, в результате чего потерялись исторические зрительные связи.
План после пожара 1778 г. – с ориентацией кварталов в меридианном направлении (северо-южном), оказался нежизнеспособным, невостребованным для организации города, ведь существует влияние акватории Енисея в направлении кварталов запад-восток, а предлагавшаяся структура плана противоречила природной основе и направлению основных изгибов рельефа. И принят был к осуществлению план 1797 года с кварталами восточно-западной протяжѐнности, более приемлемый – по оси реки Енисей, невзирая на то, что и этот план был условный относительно холмистой территории города и «резал» рельеф по крупным долям жилых образований.
Вдоль бывшей ул. Никольской, в створе ул. Ручейной, вблизи южного моста и судоверфей, знаменитых во всей Сибири, за рекой Мельничной также размещались кузницы мастеров кузнечного и литейного дела. Вблизи речки Мельничной были судоверфи, так как до моста ул. Ручейной (старинное название – Перекоп) в большие паводки заходили крупные суда – это отражено в старинной гравюре и фотографиях XIX века. Здесь же, в Енисейске, строили суда для экспедиций по Сибири, на верфях в устье речки Мельничной – до ручья Зырянова (юго-восточнее Стрелки). Каштачная слобода была сформирована в XIX веке, за Лазаревским ручьѐм вдоль берега Енисея, где сохранились доныне старые пристани. (Каштак – шалаш, сень, пристанище на отдалении…). В XVIII веке появилась в плане города слобода Бараби от ул. Ручейной (ныне – Фефелова до ул. Барабинской и на юг – до ул. Крупской), далее южнее располагались кузницы – все эти территории относятся к енисейскому городищу, поскольку тесно связаны с крепостью и посадом.
Формирование траекторий городских улиц продолжилось после страшного пожара 1869 года.
Пожар в работе художника-любителя Ильи Першина – тема не случайная. Он собирал материал, беседовал со старожилами, обдумывал композицию с 1958 года. Першин хотел запечатлеть на холсте самый большой пожар в истории Енисейска, и притом, хорошо документированный.
Писал Илья Владимирович картину два года, в итоге в июне 1960 года образ пожара и его последствий был завершен. Через два месяца, в августе, он подарил её музею.
Так же, как и в 1777 году, большая часть города выгорела. Будущий депутат Государственной Думы Степан Востротин вспоминал:
«Наш довольно старый вросший в землю с небольшими окнами на уровне земли дом находился на углу Набережной улицы и переулка, идущего от мужского монастыря к Енисею. Пожар разрушил и уничтожил первый наш очаг и дом. Нас приютили Калачевы, что жили в нагорной части вблизи Успенской церкви. Через несколько дней – новый пожар и теперь мы разместились в помещении у Блиновских на окраине города недалеко от воинской казармы и острога».
Обсуждая планировку кварталов города (после значительного пожара), комитет (погорельческий) решил вместо кварталов на восток за Лазаревкой расположить 4 квартала на местности, где прядильня, на Каштаке сделать два квартала, кузницы отнести за черту города в южную сторону от Кяхтинской площади, образовать в городе пять площадей, кроме Сенной, Троицкой, Торговой и Успенской еще Кяхтинскую по пересечении Кяхтинской улицы с Лазаревским переулком, магометанское кладбище отнести на юго-запад от Севастьянки; место западной стороны города между жилыми кварталами и Енисеем не застраивать, а оставить под публичный сад; мясные ряды оставить по речке Мельничной, бульвар возобновить, на месте старых кузниц устроить кварталы.
На основании этих соображений и сделанных ранее указаний землемер Фролов составил проектный план города; направление существующих улиц было насколько можно выпрямлено. [Кытманов А.И. Краткая летопись Енисейского уезда и Туруханского края Енисейской губернии 1594-1893]. Поступил в музей от главного инженера – землеустроителя Крохалева в 1980 году.
Главной улицей – Большой в XVIII-XIX веках становится бывшая дорога, проходившая вдоль южной острожной стены внутри острога (ныне ул. Ленина). Параллельно прокладываются улицы Кедровая – Зеленая, (ныне ул. Кирова), Успенская (ул. Рабоче-Крестьянская) и Ручейная (ул. Фефелова, по осушѐнному руслу Скородума – ручья Перекоп). В дальнейшем к ним прибавляются – Крестовоздвиженская (ул. Бограда), Арбатская (ул. Каурова). В центральной части города эти улицы пересекаются тремя меридианными улицами: Святоградской (ул. Худзинского), Бассейной (ул. Бабкина), образующей поперечную ось планировки и Алексеевской (Партизанской ул.), идущей от Торговой площади (пл. Диктатуры пролетариата), с севера от Большой улицы, перед Гостиным двором и магистратом.
Летом этого года в городе появилось первое телефонное сообщение согласно выданных разрешений Щербакову и Коновалову, имеющим за чертою города свои промышленные заведения (пивной и кожевенные заводы). Таким образом, эти два лица являются пионерами телефонного сообщения, хотя и не общественного пользования…
По Успенской улице на верхнем этаже дома Дуракова, рядом с усадьбами Елтышева и Евдокимова, 26 июня была открыта временная лечебница с амбулаторным приемом в определенные часы дежурным врачом…
В доме Гаврила Ефимовича Грязнова 15 октября открылся городской ломбард.
[Миндаровский М.П. Записки и воспоминания 1891-1919 гг.]
Поступил в музей от жителя п. Сосновые рудники Иркутской области Поликевича В.В. в феврале 1955 года
В XIX веке при перепланировке города появились жесткие регулярные кварталы застройки, они заменили свободно расходившиеся долями жилые образования от Острога и Торговой площади по живописным холмам рельефа местности.
Основной городской артерией осталась Большая улица, которую украсило здание мужской прогимназии.
А.И. Кытманов, сын Игнатия, в своей Летописи писал: «Прогимназия (мужская) поместилась в доме, бывшем Цихилева, но помещение это считалось думой временным, так как она предназначала этот дом для помещения женской прогимназии. Для помещения мужской прогимназии дума решила остроить дом, принадлежавший наследникам Хорошева. С этой целью дума купила обгоревший дом с местом за 3500 р. Отстраивать дом оказалось невыгодно и дума решила построить на этом месте новый каменный, старый дом сломать и материал употребить на постройку нового.
На постройку нового дома дума назначила 60 тысяч рублей: из прибылей банка в течение трех лет, что должно было составить 12000 р.
Кроме того, в дополнение к этим средствам, открыта подписка, которая быстро стала заполняться подписями крупных сумм, больше всех подписал Аверьян Матонин, но впоследствии, когда все средства на постройку истощились, Игнатий Кытманов докончил постройку здания, пожертвовав до пятидесяти тысяч рублей.
Десятилетие свое прогимназия праздновала 1 октября 1886 года уже в новом здании. После молебна и освящения здания публика собралась в нижнем этаже здания прогимназии, говорилось много речей протоиереем Евтихиевым, директором Витошинским, учителем Каллестиновым и др. Каллестинов говорил, что в старину завоевание Сибири было территориальное, обеспечивавшееся постройкой укрепленных острогов и острожков, теперь в Сибири идет завоевание культурное и вместо острогов создаются школы».
Рядом с гимназией необычным и величественным оказалось здание пожарной каланчи, которая с постройкой трехэтажного здания, требовало реконструкции. Новая каланча, которую мы видим на фотографии, была принята в январе 1899 года.
Из письма директора Енисейского музея Ф.С. Бархатова ссыльному археографу, работавшему в Енисейском музее в 1933-1935 годах А.И. Андрееву
Александр Игнатьевич!
Сколько раз вы смотрели на эту каланчу и слушали бой часов! Увы! Её уже нет. Повержена в прах и сожжена в печи огненной. Осталось плюгавое здание, которое нужно бы снести прежде, чем такую довольно художественную и грациозную каланчу, но так как этого сделать было нельзя, то оставшийся «склеп» (но фото он выглядит нарядно) должен напоминать потомству…не знаю что, то ли бывший «участок», то ли наше головотяпство, разобравшее на кирпичи превосходные здания (в том числе и гостиный двор) и оставившее потомству шедевры полицейской архитектуры вроде «пожарки».
25 / V — 1935 Енисейск-музей
На пересечении с главной улицей и Бассейновым переулком было выстроено одноэтажное здание из кирпича, которое и сегодня радует нас.
Из воспоминаний Веры Арсеньевны Баландиной: «В 1896 году в Санкт-Петербурге умер глава купеческого семейства – Алексей Софронович Баландин.
… мы (вместе с мужем Александром Алексеевичем) решили построить Народный дом в Енисейске в память отца, где помещалась бы школа с подлинным музеем, народная читальня с залом для народных чтений и спектаклей и передать этот дом Обществу попечения о начальном образовании в городе Енисейске. ˂…>
Через полтора года закончено постройкой и отделкой все здание, которое вышло прекрасным, светлым, обширным с залом для народных чтений. Мне за него прислали золотую медаль для ношения на шее, ни разу мною не надевавшуюся… Торжества по открытию Народного дома проходили 12 апреля 1898 года».
После революции именно в этом здании в 1917 году был образован временный уездный совет, а в апреле 1918 года состоялся I Енисейский уездный съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов…
Началось строительство нового общества.
По мнению краеведа М.П. Миндаровского: «Во время моего проживания в Красноярске (с апреля 1930 по июль 1931) «товарищи» по части строительства в Енисейске сделали такие два дела для строительства страны, за которые обыкновенно бывало место в тюрьме. Здесь же все обошлось благополучно. Первое из этих дел: взорвали динамитом закрытую еще в 1923 году Рождественскую церковь ˂…> и превратили в кучу мусора и камня гостиный двор с 60-ю лавками и стольким же числом кладовых. ˂…>
Увлекшись этой работой оригинального «строительства», ˂…>, по пути сломали и монастырскую каменную ограду по линии речки Мельничной и Большой (теперь Ленина) улицы. Вместо же сломанной ограды участок огородили дощатым тыном. ˂…>
Надо отметить, что по части сломки построек старого Енисейска мы стоим, кажется, на первом месте во всей СССР. За десятилетие сломано 14 каменных зданий и не менее трех десятков деревянных домов и дворовых служб, построено же одно здание водного транспорта да общественный сортир».
Время шло. Люди менялись, меняли улицы. Так, в 1961 году, на площади, некогда Торговой или Базарной, появился новый памятник.
Памятник В.И. Ленину – работа молодого скульптора из Кизляра Юрия Павловича Ишханова. Он после окончания Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина в 1959 году приехал в Красноярск. Юрий Павлович за короткое время выполнил несколько интересных портретов, в том числе памятники В.И. Ленину в городах Енисейске и Ужуре. В 1961 году он уже Член Союза художников РСФСР. Его учениками стал и автор памятника основателям города Енисейска Константин Мелатдинович Зинич.
Изначально трех с половиной метровый бетонный памятник был выкрашен в бронзовый цвет, а 3-х метровый постамент в серый. Открытие памятника на площади Диктатуры пролетариата состоялось 17 октября 1961 года в честь XXII съезда КПСС. Автор проекта постамента – архитектор Покровский Ю. К.
Город Енисейск неповторимо своеобразен по сохранившемуся историческому наследию, своему местоположению, окружающему его природному ландшафту и многообразию стилистических направлений по времени строительства памятников культурного наследия. И сегодня можно увидеть резные металлические украшения на крышах енисейских домов.
Защитное устройство для труб, а также для тепловентиляционных и дымоходных каналов, расположенных в трубе. Устройство состоит из сборника дыма и колпака на ножках.
Дымники в Сибири стали популярным явлением со второй половины XIX века. Каждый уважающий себя хозяин тогда венчал печную трубу дымником.
В XIX веке флюгарки были только коваными, а других способов изготовить приспособление из листового железа или жести просто не было. Изначально дымником называли отверстие в потолке, либо в стене топящейся по-черному избы. Позднее под дымником стали подразумевать верхнюю надкровельную часть печной дымовой трубы.
Как выглядели первые енисейские дымники сказать трудно – тонкое листовое железо довольно быстро прогорает от искр, дымники выходят из строя. Срок их службы составляет всего несколько десятилетий.
Однако народные мастера издавна стремились сделать каждую бытовую вещь не только прочной и полезной, но и красивой. Дымник – венец дома, он вознесен на трубе-постаменте, виден издали…
Подарен музею комсомольцами Илимпейской геофизической экспедиции (секретарь В. Щербаков) в 1987 году.
В настоящее время бывший уездный город сохранил в исторической части свои границы рубежа XIX–XX вв., планировочную структуру и основной фонд исторической застройки. Сохранить это наследие предков – задача нынешнего поколения.
Первые попытки посчитать памятные места были предприняты в середине XX века. Но обследовать памятники Енисейска стали двадцать лет спустя, в 1970-1978 годы. В результате были выявлены все памятники, проанализирован огромный пласт документов. Был составлен альбом памятников и появился проект зон охраны по Енисейску. Началась работа по изготовлению учетных карточек каждого памятника для постановки на государственную охрану объектов культурного наследия.
Далее последовали Решения Исполкома Крайсовета по утверждению перечня ОКН Енисейска 1980, 1986 и 1992 годов.
Группой из Комитета охраны памятников Красноярского края, руководил которым К.Ю. Шумов, было предложено Губернатору Александру Ивановичу Лебедю включить Енисейск в Предварительный список ЮНЕСКО. В 2001 году это было осуществлено.
В рамках подготовки к 400-летию, компанией Проектдевелопмент+1 разработан проект регенерации города для детального изучения историко-архитектурного наследия Енисейска и разработки предложений по восстановлению его исторической среды, ее гармонизации.
Именно такой сегодня ощущается набережная Енисея, по которой гулять одно удовольствие. Осенью 2017 года на набережной был открыт памятник основателям.
Автором стал красноярский архитектор Зинич К.М. – победитель в конкурсе на разработку эскизного проекта скульптурной группы – памятника енисейским казакам, основателям Енисейска. Он был проведен с 30 июня по 30 октября 2015 года. В ходе конкурса было представлено 9 проектов из Красноярска, Иркутска и Санкт-Петербурга. На фото представлены эскизы участников конкурса.
Как услышали город молодые архитекторы можно увидеть в Комплексном проекте регенерации исторического центра Енисейска. Научно-исследовательские и проектные работы студентов Института архитектуры и дизайна СФУ выполнены в преддверии 400-летия образования старейшего сибирского города в течение 2012 — 2017 гг.
Комплекс состоит из разделов: «Исследования», «Воссоздание и реставрация», «Градостроительство», «Новое строительство» и «Средовой дизайн».
Раздел «Исследования» это выдержки из научно-исследовательской работы, проводимой на кафедре «Основы архитектурного проектирования» в рамках летней практики и аудиторных занятий. Были проведены обмеры памятников архитектуры и наиболее интересных зданий исторического центра Енисейска. Выявлены архитектурные особенности зданий разной стилевой направленности. Особое внимание в исследовании было уделено изучению деревянных домов города. Составлена типология деревянных домов исторического центра по архитектурно-планировочным и конструктивным решениям. Рассмотрены варианты оформления оконных проемов, декоративные приемы, используемые в оформлении ставень и пр. Результаты исследования были доложены на студенческих научных конференциях в СФУ.
Раздел «Воссоздание и реставрация» это ключевые фрагменты дипломных работ, выполненных на кафедре «Архитектурное проектирование». Главная задача проектов – «возвращение» значимых исторических объектов, которые когда-то определяли уникальный архитектурный ландшафт центральной части города. Первостепенное значение для города имели культовые здания. На компактном участке застройки вдоль реки 11 храмов являлись главными вертикальными доминантами Енисейска со стороны реки. Предлагается воссоздать комплекс гостиного двора, который организовывал крупное общественное пространство в исторической части города. Современный Енисейск привлекает внимание туристов наличием большого количества памятников архитектуры, многие из которых требуют проведения реставрационных работ.
Раздел «Градостроительство» это материалы дипломных работ, выполненных на кафедре «Градостроительство». Современный Енисейск сохраняет планировочную структуру, характерную для сибирских городов XVIII-XIX веков. Исторический центр включает в себя большое количество памятников архитектуры, которые окружены внутренним окраинным поясом. Внутренний окраинный пояс формируется набережной Енисея (ул. Петровского), набережной р. Мельничный (ул. Горького) и бывшей набережной р. Стародум (ул. Фефелова). В проектах решается задача организации пешеходной инфраструктуры и общественно-рекреационных пространств по периметру пояса и создание единого архитектурного пространства исторического центра, отвечая потребностям туризма и устойчивого развития современного города.
Раздел «Новое строительство» это дипломные и курсовые работы студентов кафедры «Архитектурное проектирование». Для исторической части Енисейска характерна малоэтажная застройка индивидуальными домами с участками. Незначительная часть территории занята малоценной застройкой, которая требует обновления и регенерации. Представленные проекты предлагают решения жилых зданий, собранных как из типовых элементов, так и полностью с индивидуальными решениями. В обоих случаях учитывается масштаб застройки. Общественные здания могут решаться как в псевдоисторических формах, так и с использованием современных приемов формообразования. Сохраняя историческую среду Енисейска, необходимо найти место для новых объектов, поддерживающих жизнеспособность современного города.
Раздел «Средовой дизайн» это дипломные и курсовые работы студентов двух кафедр: «Дизайн» и «Дизайн архитектурной среды». Малые архитектурные формы и элементы благоустройства способствуют созданию комфортной среды проживания и организации востребованных общественных пространств. Привлекая отечественный и зарубежный опыт, необходимо найти стилевые особенности, присущие конкретному городу, подчеркивающие его индивидуальность и неповторимость. Отдельные элементы городской среды Енисейска, такие как: освещение улиц, тротуарные настилы, размещение вывесок на фасадах зданий и пр., можно позаимствовать из прошлого. Город нуждается в обустройстве открытых пространств, прилегающих к набережной Енисея.
В 2017 году данный комплекс проектов был удостоен Диплома Союза архитекторов России международного фестиваля «Зодчество» в Москве.
Мы подошли к концу. Выставка призывает ответить на вопрос: слышишь (чувствуешь) ли ты свой город?
Все мы – разные. Кто-то строит церкви, а кто-то их украшает. Кто-то пишет о городе стихи и целые книги. Кто-то хочет увековечить себя, высадив цветы на городской клумбе. А кто-то помогает своим соседям после наводнений и пожаров. Все мы по-своему воспринимаем происходящее вокруг. Но мы живём в этом старинном городе на Енисее, поэтому хочется не просто знать его, но и слышать любые изменения.
Города подобны книгам – их нужно научиться читать.
Научившемуся они говорят правду даже тогда, когда пытаются солгать.
А.Р. Водяник. К вопросу об «идее города»