Боевая работа подразделений, да и каждого отдельно взятого бойца, немыслима без тщательно организованного взаимодействия с тыловыми организациями, от которых зависит как снабжение боеприпасами и снаряжением, но и своевременным питанием. Как известно, тыловое обеспечение войск – вид обеспечения боевых действий, комплекс мероприятий, направленных на удовлетворение материальных, транспортных, бытовых и других потребностей войск в ходе решения ими поставленных боевых задач. Непосредственное руководство по обеспечению войск в широком плане осуществлял ГКО. Функционирование тылов прифронтовой полосы находилось в руках начальника тыла – заместителя командующего фронтом, в корпусе или дивизии – заместитель командующего корпусом или дивизией и так далее вниз по служебной иерархии. Оперативный тыл представлял собой весьма сложный механизм – это, как правило, несколько десятков частей и учреждений, число которых могло изменяться в зависимости от стоящих перед тем или иным фронтом задач. Работа тылов была очень напряженной. За время войны воины тыла приняли от народного хозяйства и доставили в действующую армию, непосредственно на огневые позиции, до боевых машин, кораблей, личного состава миллионы единиц различного вооружения и боевой техники, более 10 млн. боеприпасов, около 16,4. млн. тонн горючего. Снабженцев ждали всегда, им были рады во всех родах войск. Именно поэтому хочется рассказать о непростой доле представителей тыловых служб в годы Великой Отечественной войны, на примере боевого пути нашего земляка – Леонида Ивановича Соболева.
Из автобиографических данных, хранящихся в фондах Енисейского музея, следует, что Леонид Иванович родился 9 августа 1909 г. в деревне Сотниково тогда еще Енисейского уезда. Семья была простой крестьянской. После смерти отца в 1920 г. семья, в которой было пять детей, осталась без кормильца. Это обстоятельство вынудило Леонида с малых лет наниматься на различные тяжелые работы крестьянам деревни Стрелка. В 1926 г. вернулся к матери и продолжал батрачить в родном селении. Параллельно с этим все же успел получить четыре класса образования. В 1929 г. в жизни повзрослевшего Леонида произошло поворотное событие – он женится и переезжает на новое место жительства в Енисейск. В городе он сменит несколько профессий, работая бондарем в артели Кускомбината, затем устроится в контору «Северный морской путь» в качестве матроса. Вот, как он сам об этом пишет: «В 1935 г. рассчитался и поступил в гидроотдел матросом, там проработал до 1940 г., уволился и уехал в Северо-Енисейск, там поступил работать чернорабочим ТЭС, оттуда уволился в связи с призывом на фронт». В других документах фондов музея указана его последняя довоенная специальность: плотник конторы Райпотребсоюза. В 1942 г. Леонид Иванович вступает в ряды ВКП (б) и тогда же призывается на фронт Северо-Енисейским РВК.
Его зачисляют в ряды воинов 235-й стрелковой дивизии, которая была сформирована в Новосибирске изначально как 454-я сд, но 7 января 1942 г. перенумерована в 235-ю сд. Боевой дебют соединения состоялся на Северо-Западном фронте в районе Демьянска. С 1943 г. воевал в составе частей Брянского фронта. На фронте красноармеец Соболев находится в относительной безопасности, являясь служащим ближнего тыла в 441-й отдельной полковой хлебопекарне (441-я ОПХП). Но безопасность действительно относительная, так как в период крупных операций тылы, расположенные ближе к фронту нередко подвергались артиллерийским и авиационным ударам со стороны противника. Так что это был воистину трудный хлеб. Да и сама хлебопекарня выполняла значимую для 235-й сд функцию. Например, в «Справочнике войскового повара-хлебопека» за 1944 г. отмечено следующее: «На поваре-хлебопеке войск НКВД (в данном случае издание было посвящено именно этой категории войск – прим. авт.), возложена ответственейшая и почетная задача – питание бойцов и офицеров». Хлеб являлся важнейшей составляющей в рационе красноармейца, хорошее, отлаженное питание снижало количество небоевых потерь, способствовало более успешному выполнению боевой задачи.
В 1942 г. Соболев становится командиром отделения 441-й полковой хлебопекарни, а 5 марта 1943-го награждается медалью «За боевые заслуги». В следующем году 235-я стрелковая дивизия, в которой продолжал нести службу Леонид Иванович, участвовала в серии наступательных операций, в частности, Витебско-Оршанской, где в составе 43-й армии прорвала оборону немцев северо-западнее города Витебск, а затем, успешно форсировав Западную Двину, соединилась с частями 91-й сд, завершив окружение Витебской группировки противника. Затем география боевых действий 235-й дивизии существенно расширится: с 1945 г. она будет участвовать в тяжелых сражениях по освобождению Прибалтики и Восточной Пруссии. Бои на этих рубежах хорошо проиллюстрированы журналами боевых действий части: «15.04. 1945 г. Задача дивизии прежняя – продолжить развивать наступление в общем направлении лес Коббельбуде. 806-й и 732-й сп в 5:00 в результате решительной ночной атаки сломили сопротивление противника, и к 7:00 очистили лес Коббельбуде, в полосе дивизии захватили Эленскруг и завязали бои с противником, закрепившемся на правом берегу реки Ляуке-флисс». После боев за Кёнигсберг, соединение вошло в состав 2-го Белорусского фронта и участвовало в разгроме вражеской группировки, окруженной в районе города Данциг.
В победном 1945-м Соболева представили к награждению орденом «Красной Звезды». Из наградного листа следует, что: «Старший сержант Соболев Леонид Иванович в Красной Армии с 1941 г. (в анкете указан 1942-й – прим. авт.), в 441-й полковой хлебопекарне в должности повозочного с 16.01. 1943 г. За отличную работу с 12 июня 1942 г. назначен командиром транспортного отделения. За время всей работы тов. Соболев Л.И. показал себя исполнительным, дисциплинированным и требовательным командиром. Умело организовал работу транспортного отделения, в результате чего кони всего отделения всегда в боевой готовности. За хорошую работу транспортного отделения Соболев Л.И. имеет неоднократные благодарности командования. Транспортное отделение обеспечило бесперебойную работу пекарни по выпечке хлеба. Достоин правительственной награды ордена «Красной Звезды».
Из действующей армии Леонид Иванович был демобилизован в октябре 1945 г., после чего вернулся в Енисейск. Здесь, по его собственным словам: «Енисейский Райком партии меня направил на Енисейскую судостроительную верфь заведующим гужевым транспортом». В 1948 г. имя Леонида Ивановича Соболева было занесено в «Почетную книгу работников Нижне-Енисейской СПК» (сплавной конторы – прим. авт.). В должности начальника гужевого транспорта он протрудился до конца 1960-х гг. В 1985-м, в честь сорокалетия победы, Соболеву был вручен орден «Отечественной войны II степени». После выхода на пенсию в 1968 г., Леонид Иванович Соболев проживал в Енисейске по ул. Лазо. Интересно, что в анкете 1984 г. он указал, что имеет боевое ранение, но пока документов, подтверждающих это, не обнаружено.