Сегодня героем рубрики «экспонат недели» стал штурвал парохода «Glenmore». Этот экспонат постоянно находится в музейной экспозиции, в зале, посвященном судоходству на Енисее. Он традиционно привлекает много внимания наших посетителей благодаря своей замечательной сохранности и внушительному внешнему виду. Он как будто приглашает прикоснуться к своим рукоятям и приступить к управлению многотонным паровым судном в захватывающем путешествии по реке!
Стоит отметить, что штурвал, как одно из устройств управления судном, был изобретен в 1595 г. в Голландии и в дальнейшем получил широкое распространение и развитие. Само слово штурвал (stuurwiel) происходит от голландского stuur – «руль» и wiel – «колесо». До его изобретения судовой руль управлялся такими устройствами как румпель и колдершток.
Пароход «Glenmore» был построен в Англии в 1895 г. на заводе Рэнкина и Блэкмора. В то время это английское предприятие было одним из лидеров в производстве паровых двигателей. К моменту спуска на воду на пароходе Glenmore были установлены две паровые машины мощностью 420 л.с. каждая. Эти силовые установки отвечали за скорость движения гребных колес, находящихся по бортам парохода.
В Британских водах пароход успел отходить всего один год. Он был переправлен в Норвегию, а в августе 1897 г. Glenmore в составе каравана судов прибыл из Норвегии в устье Енисея, а затем в Енисейск. Преодоление трудного Северного морского пути происходило в сопровождении парохода «Иоанн Кронштадтский», на котором известный русский адмирал и ученый С.О.Макаров изучал Карское море в ходе своей экспедиции.
В Енисейске пароход Glenmore был куплен Енисейской компанией судоходства и торговли под руководством Кытмановых, Баландиных и С.В. Востротина. Судно исправно служило своим владельцам, выполняя грузопассажирские перевозки по Енисею. В 1902 г. пароход был переименован и получил новое имя – «Орелъ». После революции был национализирован и в 1925 г. вновь переименован, теперь судно назвали «Карл Маркс». В 1954 году пароход подвергся значительному переоборудованию и превратился в буксирный винтовой теплоход. Но уже в 1965 г. судно будет списано, отслужив в общей сложности 70 лет.