В запасниках Енисейского краеведческого музея хранится масса интересных вещей давно не используемых в современности. Их история порой оставлена бессмертным грузом на антресолях времени, эти экспонаты являются живой картинкой эпохи и о них нужно рассказывать. Таким музейным экспонатом является пара женских резиновых ботинок старейшей резиновой фабрики «Красный треугольник».
История возникновения и использования резиновой обуви уходит глубокими корнями в эпоху великих географических открытий. Впервые о необычной обуви (которая не промокает) упоминается в рассказах об индейцах Южной Америки. Именно там, на материке, в большом количестве произрастало необычное растение – гевея бразильская, которая способна накапливать в млечном соке натуральный каучук. Индейцы добывали этот сок, наполняли им емкости и погружали в них ноги. Млечный сок с содержанием натурального каучука застывал на ногах и образовывал покрытие, напоминающее форму идеальных анатомических сапог. Такая обувь, конечно, была недолговечна. В 1839 году американский изобретатель Чарльз Гудьир сумел с помощью метода вулканизации придать каучуку более стабильную консистенцию.
Первой фабрикой по производству резиновой обуви в России было «Товарищество российско-американской резиновой мануфактуры» (сокр. Т.Р.А.Р.М). Это предприятие было организованно американским коммерсантом Фердинандом Краузкопфом. Он, как инвестор, в далеком 1859 году явился в Россию с намерением изучить рынок. Иностранец тогда обнаружил то, что развивавшаяся российская промышленность нуждалась в насосных рукавах, шкифных ремнях и трубах, а рынок потребителей галош был и вовсе безграничным. Такие выводы побудили его убедить местных купцов в необходимости организации резинового производства. Несколько российских купцов решили стать компаньонами и вложили свои деньги в аренду участка земли на набережной Обводного канала в Санкт-Петербурге и в строительство завода по производству резиновых изделий.
Предприятие функционировало в полную силу и удостоилось права иметь собственное фабричное клеймо. Оно было выполнено в виде треугольника, в котором размещалась дата организации товарищества- «1860», сокращенное название товарищества «Т.Р.А.Р.М», и место производства – «С. Петербургъ». Первая резиновая фабрика была оборудована по последнему слову техники исключительно заграничным оборудованием, а технологический процесс полностью дублировал американский. В 1918 году после национализации завод был переименован в «Красный треугольник». А уже с 1932 года завод производит продукцию из синтетического каучука.
Сегодня мы представляем вашему вниманию обувную пару, которая имела форму полусапожек или ботинок на невысоком каблуке с оторочкой из искусственного меха, на подошве имеется фабричное клеймо «Красный треугольник». При рассмотрении этой обуви мы не без удивления отмечаем тот факт, что с течением времени состояние резины не изменилось. Полимер, из которого изготовлены данные ботинки, имеет гладкую, мягкую структуру и характерный глянцевый блеск. Однако любопытство вызывает другая интересная деталь – это небольшое углубление в пяточной зоне. Углубление имеет форму вогнутой и достаточно глубокой выемки в каблучную часть ботинок. Для чего была необходима данная конструктивная особенность? Чтоб ответить на этот вопрос следует узнать функциональные особенности данной обувной пары.
Изучив ряд источников, нам стало ясно, что эта пара обуви называлась «ботики». Одевались они, как правило, на туфли и служили для их защиты от влаги и холода, а выемка в пяточной части предназначалась для каблука туфель, помещавшихся внутри ботиков. Они использовалась в гардеробе женщин примерно в 50-60 годах прошлого столетия, и были достаточно востребованы и выглядели довольно изящно.
Модели резиновой обуви в настоящее время изобилуют вариантами. В магазинах можно подобрать обычные классические галоши, сапоги с высоким голенищем, ботинки на толстой подошве и на каблуке, но таких ботиков вы уже не встретите на прилавках торговых точек. Такую пару можно увидеть сейчас в редких семьях и ей уже более 50 лет, однако, не смотря на это, стены музея и по сей день хранят историю о таких необычных предметах, назначение которых подчас неизвестно современному поколению.