Интерес к истории первых столетий жизни Енисейска традиционно был и остается довольно большим. И это неудивительно, ведь Енисейский острог в короткое время превратился из небольшого уездного центра в крупный торгово-промысловый город средней Сибири. Как выглядел острог в те времена можно представить благодаря ряду источников, затрагивающих состояние и насущные потребности комплекса укреплений. Но наглядных изображений острога существует не так много, как письменных источников. Одним из широко известных изображений является вид Енисейска из книги голландца Николааса Витсена «Северная и Восточная Татария», изданной в Амстердаме в 1692 г. Сибирь в данном случае, в соответствии с господствовавшей в европейской картографии традицией, именовалась «Татарией».
Николаас Витсен – голландский политик, предприниматель, картограф. Он также долгое время являлся бургомистром Амстердама. Известно, что в юные годы Витсен, находясь в свите голландского посольства, побывал в Москве в 1664-1665 гг. Во время этого визита он познакомился с Андреем Андреевичем Виниусом, голландцем по происхождению, но родившимся в Москве, знавшим несколько иностранных языков, служившим в то время, с 1664 г., переводчиком в Посольском приказе. Тогда же между ними завязались дружеские отношения. По всей видимости, прототип («протограф»), на основе которого Витсен создал изображение Енисейского острога, был получен им от Андрея Виниуса, но не в течение настоящего визита в Москву, а позднее, возможно, во время дипломатической поездки Андрея Виниуса по Западной Европе в 1672-1674 гг.
На изображении Енисейска из книги Витсена мы видим четырехугольное, почти квадратное строение острога, в укрепления которого включены восемь башен. При этом некоторые объекты пронумерованы и имеют надписи-пояснения на голландском языке. Внутри острога расположены: главный храм Енисейска – Богоявленский собор, дом воеводы, пороховой погреб и склад вооружения, а также жилые постройки. За пределами острога находятся: Спасский мужской монастырь, Рождественская церковь женского монастыря, хлебный амбар, несколько часовен и ряд жилых построек. Подобная структура укреплений позволяет предположить, что мы наблюдаем острог постройки около 1667 г., до обнесения острожной стеной посада за рекой Мельничной.
Изображение острога содержит намёки на художественность: присутствует некоторая объемность объектов. Стены острога, изгороди внутри острога, строения имеют тени, на Енисее нарисованы несколько судов, внутри острога и за его стенами видны фигурки людей. В изображении присутствует перспектива – башни дальней стены острога меньше по размеру, чем ближние. Автор изображения был явно знаком со школой фламандских живописцев XVII в. При этом река Мельничная вытекает почему-то с гор, изображенных в дальней части рисунка. Иначе говоря, художник имел весьма смутное представление о местности, где находится Енисейск. Тем не менее, данное изображение является ценным историческим источником, демонстрирующим острог в середине XVIII в., хоть и в несколько вольной форме.