Хочется заметить, что островов с таким названием на Енисее как минимум три: один, самый южный или верхний, находится по описанию Г.Ф. Миллера (1735г.) рядом с правым берегом напротив деревни Новоселовой, что на левом берегу. Остров длиной в версту и шириной в полверсты. Принадлежал он Енисейскому Спасскому мужскому монастырю. Прежде напротив острова в устье реки Зырянки жил один монастырский крестьянин, который пахал там землю и косил сено. В 1739 году этот остров у монастыря арендовали крестьяне Борковской деревни, что недалеко от деревни Курбатовой или Башкирской.
Другой Монастырский остров по сведениям блогера Валентины Гапеенко находится чуть выше Туруханска. Этот топоним она связывает с некогда существовавшими на этом месте селом и монастырем. Здесь проживали монахи-иноки. Остров в диаметре составляет 5,6 км, отделен от берега одноименной протокой. Расположенные на нем множество болот и речушек позволяют рыбачить и охотится вволю.
Третий Монастырский остров появляется у окружного и судебного врача Михаила Фомича Кривошапкина. Он при поддержке ИРГО в 1865 году издал свой труд «Енисейский округ и его жизнь», где в главе 10 дал характеристику реки Енисея со всеми его притоками и островами.
Описание дано следующее:
«На север от села Дубческого (Ворогово) лежит естественная граница Анциферовской волости и Туруханского отделения Енисейского округа – так называемый камень (каменистый хребет).
Здесь Енисей образует около 70 островов (хочется отметить, что количество островов в Вороговском многоостровье у Кривошапкина не совсем верное. В 1866 году И.А. Лопатин совершил экспедицию в Туруханский край, о чем засвидетельствовал в дневнике, изданном после обработки его материалов М.Н. Миклухо-Маклаем в Типографии Академии наук в 1897 году. Согласно этому дневнику, островов 77. Это же количество подтверждает и находящаяся на хранении в Енисейском музее карта Енисея до 1918 года – прим. авт.), проток множество; разных форм и значений подводные камни разбросаны повсюду; с 18 до 19 версты от села Вороговского есть «Ножовый мыс», то есть скала выдававшая справа до половины Енисея и столь опасная, что ночью не решаются плавать даже знатоки местности.
На 26 версте замечателен остров «Дядя», окруженный огромными подводными камнями, так что судну подойти невозможно; рядом с Дядей остров Яндыгин не отличающийся особенной опасностью; не доплывая только 4 верст до деревни Осиновой, есть по правой стороне большая гора, именуемая «Красною», камни скалы которой действительно красного цвета, наконец, через 38 верст от Вороговского, достигаем первого, самого верхнего по Туруханскому краю, станка Осиновского.
Через 39 верст от Осиновского есть деревня Подкаменная Тунгуска. На 3-й версте есть порог. На 4-ой версте опасное подпорожье. На 5-ой версте – порог. На 6-й версте четыре опечка: 2 на правой стороне и 2 по левой, состоящие из каменных мелей с глубокими жерлами, где вода быстра.
На 9-й версте с одной стороны начались большие каменные скалы. На 12-й – каменные утесы, которыми Енисей очень суживается. Затем с правой стороны выдается из материка в русло Енисея огромная скала, равная соседним горам вершиною и называемая «бык»; она – самое опасное место, потому что Енисей имеет на нее течение и стремление воды тут очень сильно.
Затем, через 2 версты, стоят один неподалеку от другого 3 острова.
Первый кораблик – это скала, выдающаяся из середины реки, вышиною чуть не с прибрежные горы; между правым берегом и корабликом проплывают суда.
Второй барочка: стоит левее и несколько ниже кораблика; протока между ними называется «дырочкой».
Третий остров, более предыдущий величиною, называется «Монастырским»; протока между ним и барочкой называется «монастырской», а между ним и берегом – «узкая».
Все эти острова каменные. Здесь оба берега каменные и левый, около которого совершенно прохода нет, замечателен тем, что тут много ям и водоворотов, да и самый берег навис скалами над водою. Эти горы с обеих сторон длятся на 15 верст. Не только суда, но и лодки тут идут греблями, чтобы не затянуло под кораблик: проход только и есть между корабликом и правым берегом, а левее, особенно у нависших скал левого берега, такой шум, что делается страшно.
За Монастырским островом ужасы заканчиваются и несколько далее, только с противоположенной правой стороны, мирно вносит свои воды в Енисей небольшая речка Глотиха».
Но двадцать лет до опубликования этой работы вышла в свет книга И. Пестова «Записки об Енисейской губернии Восточной Сибири. 1831 год» (Москва, 1833). Здесь автор указывал:
«Дубческое село в 430 верстах от Енисейска на Енисее, где проходят суда, лодки и плоты; на правой стороне два порога: один малый, другой большой; последний ниже почтового станка Осинового, в 5 верстах после – каменные щеки, между оными есть каменные вроде курганов три устроенные самой натурой и называемые жителями кораблями вышиною саженей по 30 и имеющие расстояние между собою не более каждый 200 и 300 саженей.
Сверх сего в оных щеках есть по правой стороне реки каменный утес, называемый по простонародию Бык, который стремлением своим угрожает поднимающихся вверх на стремнину сию плывущих на судах и лодках.
И сие место никаким путем не обойти; по левую сторону, как выше упомянуто, прилегает гора к воде называется курганами, которые шумом своим наводят на плывущих ужас».
Итак, три острова. Один из которых действительно принадлежал Енисейскому Спасскому мужскому монастырю, другой – Туруханскому Троицкому мужскому монастырю.
Пестов отмечает, что Спасский монастырь имел приписных крестьян 400 душ, солеваренный завод, мельницы и прочие угодья, но в 1767 году по состоянию штатов о церковный имениях, при нем оставлена одна мельница, рыбная ловля и сенокосы, с помещением его в 3 класс. Тот же класс имел и Троицкий монастырь (основан в 1656, официально в 1664 году), который также потерял солеваренный завод, а также свое подворье в Енисейске.
Известно также описание монастырского имущества на 1735-1739 годы, то есть время пребывания на Енисее Академического отряда Великой Северной экспедиции. Академик Г.Ф. Миллер сделал описание Енисейского уезда, где перечислил имущество монастырей.
В это время Спасский монастырь имеет надзор над Туруханским (Мангазейским) монастырем.
Спасский монастырь владел на Ангаре и ее притокам:
1. Усольем Спасским в 4 верстах от деревни Бобровской, на востоке варница, на западе – жилье;
2. Монастырской заимкой на восточном берегу рч. Усолки;
3. Монастырской Подкаменной заимкой на южном берегу рч.Тасеевой;
4. Деревней Мезенцева на рч. Усолке;
5. Нижней Монастырской заимкой на западном берегу рч. Усолки;
6. Средней Монастырской заимкой (с церковью) на западном берегу рч.Усолки;
7. Деревнями Ваховка и Бобровская на рч. Усолке.
Спасский монастырь владел на Енисее:
1. Монастырской Заледеевой деревней на восточном (правом) берегу Енисея в 3-х верстах ниже Верхней деревни (сегодня Верхнепашино). Она состояла из 4-х крестьянских дворов,
2. На рч. Зырянке в 2-х верстах от Заледеевой монастырь имел две мельницы;
3. Потаповой деревней из 4-х крестьянских дворов.
4. Пономаревой деревней на западном берегу в 11 верстах от деревни Колмогоровой.
Спасский монастырь владел на рч. Пит:
1. Монастырской заимкой на северном берегу в 2-х верстах от устья.
Уже в 1797 году Спасскому монастырю отведено 39 десятин сенокосов, рыбной ловли по Енисею и мельница. Через год он получил землю против села Верхнеподгородного (сегодня Верхнепашино).
Автор Краткой летописи Енисейского уезда и Туруханского края 1594-1893 гг. А.И. Кытманов пишет, что Спасский монастырь владел соляными варницами на Усолке, о которых пишет Миллер, уже в 1666 году. Эти «данные» монастырь получил от воеводы Пашкова.
Кытманов также пишет, что енисейский монастырь в 1679 году становится значительным в ряде других сибирских монастырей, его архимандрит был пожалован белой миррой (таких в Сибири было всего два случая). В это время вся братия монастыря состояла из «45 старцев, 29 бельцов и увечных и слепых».
Повествуя о Ремезове, Кытманов указывает о владениях монастыря на севере края: «… Усть-Пицкое, близ устья Пита деревня Спасского монастыря, Павловская по правой стороне Енисея…». В Туруханске автор также отмечает подворье енисейского монастыря.
Все вышеупомянутое подтверждает факт существования монастырских владений севернее Енисейска. Но использовались эти земли исключительно с пользой для монастыря: там сеяли зерновые, рыбачили, охотились, пасли скот.
Ссылка также имела место. А.И. Кытманов упоминает о заключении в Спасский монастырь пономаря Тасеевской церкви за копирование «заговорной тетрадки» в 1750 году, о высылке в 1751 году обвенчанной в Тасеевском остроге не по правилам женщины в енисейский женский монастырь, а ее мужа в туруханский. Через три года, в 1754 году, в Спасский монастырь были сосланы раскольники из Екатеринбурга. «Самого опасного из них Ивана Ильинского явлено было содержать на солеваренном заводе под строгим караулом, пера и чернил не давать».
Имеется упоминание о наказании енисейской братии. В 1763 году казначей и еще один монах пьяница Спасского монастыря высланы в другие монастыри.
Из-за малочисленности Туруханского края в начале XIX столетия была разработана программа переселения ссыльных, кроме катаржан. Для этого переселенцы освобождались от уплаты повинностей на 6 лет и от рекрутской повинности навсегда. Им давалось право ловли зверей и рыбы в местах поселения. Но большинство из переселившихся в 1811-1812 годах Боготольского и Краснореческого заводов и не выжили.
В 1824 году в Туруханском крае, который к этому времени вошел в состав Енисейского округа, образовалось два новых поселка 50 раскольников из Томской области. Вновь выстроенные деревни между станками Вахтинским и Лебедевским взяли к себе и 5 человек из Туруханска.
В 1914 году вышли в свет материалы по исследованию р. Енисея в рыбопромысловом отношении. Авторами сей работы стали ссыльный статистик А.Г. Шлихтер и старший специалист по рыболовству В.А. Усаченко. В этой достаточно подробной работе авторы указали на основные занятия жителей станков по Енисею. Среди населения одного и другого станков встречались ссыльные.
Исследуемый нами остров находится между Осиновским и Подкаменнотунгусским станками. Шлихтер пишет, что острова напротив Осиновского станка обладают прекрасными сенокосами, на некоторых имеется хорошего качества глина, тальник и нередко хороший лес, которым можно пользоваться свободно. Также свободно пользуются и рыбными угодьями, которых никто и никогда не делил. Они пользуются рекой на протяжении 40 верст: «На этом протяжении реки жители пользуются двумя неводными тонями, которые расположены на правом берегу – одна у острова Березова и другая на другом острове, который не имеет названия». Кроме этого крестьяне ловят осетра и стерлядь в районе островов Еловый, Инберев, Стародубов и «под быком».
Также свободно пользуются лесом и покосами жители станка Подкаменная Тунгуска. Покосы на острове Таловом, а также на расстоянии 16 верст выше до рч. Половинной на левом берегу Енисея. Рыбу промышляют вниз на 15 верст и вверх до конца острова Монастырского. На островах Верхний, Средний, Таловик и по берега Енисея рыбу ловят весной и частью летом по очереди только те жители станка, которые отбывают гоньбу.
Вышесказанное говорит о том, что сам остров Монастырский местные жители не использовали, а только лишь около него рыбу ловили.
Возможно, именно для ловли рыбы могли служители енисейского Спасского мужского монастыря использовать реку вокруг острова. К тому же делать это с большой осторожностью, потому что Шлихтер отмечает о «неисследованности фарватера».
Ссылка каких-либо провинившихся монахов при недостаточности штатов является весьма сомнительной.
Таким образом, существование Монастырского острова ниже Ворогово, как места ссылки монахов. не доказано. Для более глубокого изучения вопроса необходимо дополнительное исследование.
Основание:
1. Кривошапкин М.Ф. Енисейский округ и его жизнь. Издание Императорского русского географического общества : Санкт-Петербург, 1865. Репринтное издание 2014. БЕКМ 10400
2. Кытманов А.И. Краткая летопись Енисейского уезда и Туруханского края Енисейской губернии 1594-1893 гг. Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2016. БЕКМ 10803
3. Лопатин И.А. Дневник Туруханской экспедиции 1866 г. с картой, рисунками и чертежами. Санкт-Петербург : типография Императорской Академии наук, 1897. БЕКМ 2656
4. Шлихтер А.Г., Усаченко В.А. Материалы по исследованию р. Енисея в рыбопромысловом отношении. Выпуск VIII. Экономическое положение крестьян Туруханского края. Часть I. общий свод цифровых данных подворно-промыслового исследования крестьянских хозяйств. Красноярск : Типография, б. М.И. Абалакова, 1914 г. БЕКМ 4848
5. Миллер Г.Ф. История Сибири. Том II. // Электронный ресурс http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Miller_2/ (дата обращения 15.09.2021)
6. Записки об Енисейской губернии Восточной Сибири, 1831 года, составленные статским советником И. Пестовым // Электронный ресурс https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_003542084/ (дата обращения 15.09.2021)
7. Река Нижняя Тунгуска // Электронный ресурс https://zen.yandex.ru/media/gotonature/reka-nijniaia-tunguska-5d9b044a6d29c100ade3b1c2 (дата обращения 15.09.2021)