Сегодня в центре нашего внимания – огромная жестяная банка Монпансье, поступившая в Енисейский краеведческий музей в 1980 году. Такую банку по праву можно считать предметом, красочно, доступно и наглядно отражающим историческую эпоху. Российская дореволюционная упаковка отличалась разнообразием форм, цвета и фактуры. Особой оригинальностью и красочностью выделялась упаковка кондитерской продукции. Отечественные предприятия выпускали всевозможные коробки и банки из жести.
Первые кондитерские банки появились в Петербурге и Москве в XVIII в. Удивительное разнообразие форм жестяных коробок и красочность оформления делали их еще более притягательными и давали возможность производителю выделить свой товар. Кроме того, «жестянки», как их тогда называли, более надежно защищали товар, «боящийся» сырости: пряники, бисквиты, карамель, монпансье и прочее.
Упаковку для своей продукции кондитеры заказывали на специальных производствах. Наиболее известными в России производителями упаковки были фабричное жестяное издательство Торгового дома «Жестянка», акционерное общество «В. В. Бонакер», печатня «А. Жако и Ко», хромолитография по жести фабричного торгового Товарищества «Н.С. Растеряев», а также фабрика металлических коробок Генерального общества французской ваксы в Москве.
Обычно форму коробки и эскиз оформления разрабатывали на упаковочном производстве. Коробки, жестяные (паянные или завальцованные) и картонные на клею, были самых разнообразных форм и размеров: квадратные, прямоугольные, прямоугольные со скругленными краями, круглые, фигурные, в виде сундучков, корзинок, саквояжей и т.п. Крышки могли быть съемные или откидные. Образцы тары рассылались по кондитерским фабрикам, а кондитер делал выбор и заказывал надпечатку собственного дизайна для своей марки и сорта конфет. Наряду с данными об изготовителе продукта на коробке иногда имелось указание и на производителя упаковки.
Производители кондитерской продукции много лет назад освоили технологию «двойного удовольствия», доказательством чему служит наш сегодняшний экспонат. Жестяная банка от леденцов «Монпансье», изготовлена в Российской империи, на фабрике монпансье конфет и варенья В.Ф. Кокина в Москве.
Российская кондитерская индустрия активно развивалась во второй половине XIX в. после отмены крепостного права. Шоколад, конфеты, карамель и леденцы, в том числе и т.н. «Монпансье» (так по-французски называли леденцы с ароматом, достигаемым добавкой пряностей или фруктовых эссенций) – все это выпускалось такими предприятиями, как «Фабрика монпансье конфет и варенья В.Ф. Кокина», «Торговый дом Леоновых», «Товарищество А. Сиу», «Абрикосов и сыновья» и многими другими.
Среди всего прочего фабриканты сладких товаров большое внимание уделяли материалу и оформлению упаковки. Среди материалов с 1880-х годов распространяется жесть, а среди средств оформления очень скоро самой популярной становится технология металлохромии, позволяющая на поверхности упаковки создавать целые произведения искусства. На кондитерские емкости наносились рисунки, созданные профессиональными художниками: различные исторические сюжеты, известные деятели культуры, архитектурные памятники, герои литературных произведений и даже члены царской семьи. Очень распространены были иллюстрации, посвященные событиям Первой мировой войны.
Изящно выполненные банки не выкидывались потребителями, а попадали на «вторичную переработку» – использовались в качестве футляров для различной мелочи, необходимой в повседневной жизни, например, ниток, иголок, пуговиц и т.п. Поэтому немалое количество таких кондитерских «футляров» сохранилось и до настоящего времени, причем в достойном состоянии.
А у вас дома сохранились подобные артефакты прошлых лет?