История Российской гражданской авиации началась еще в далеком 1870 году – именно тогда и было создано Русское общество воздухоплавания. Главной целью общества являлось усовершенствование воздушного шара. Спустя десять лет был введен воздухоплавательный отдел при Русском техническом обществе, инициатором стал сам Д.И. Менделеев.
В 1876 году военный деятель А.Ф. Можайский на свои средства начал вести работу над строительством первого самолета. Испытание над изобретением было совершено спустя шесть лет после начала строительства — в 1882 году, и закончилось неудачно, хотя было зафиксировано, что самолет тогда смог отделиться от земли. Несмотря на потерпевшую крах попытку создания самолета, изобретателя по праву считают первым, кто спроектировал и построил воздушное судно в России.
1910 год считается годом рождения военно-воздушных сил в России, в то время правительство закупило во Франции первую партию самолетов.
Во времена первой мировой войны российский флот стал известен своими первыми полетами на территорию Арктики, а в 1917 году образованием Всероссийского совета авиации.
Во время Великой Отечественной войны флот использовался в военных нуждах. Изготовление самолетов было увеличено до 70 в день, однако затем цифра стала падать, в связи эвакуацией заводов в глубокий тыл.
Енисейск также славится своим аэропортом, который находится в пяти километрах от города, на левом берегу Енисея. Енисейский аэродром имеет статус третьего класса.
Его история началась ещё в 1934 году, сейчас аэропорт является одним из старейших в крае.
На момент послевоенных годов произошел расцвет аэродрома, тогда эффективно развивались пассажирские перевозки не только по соседним населенным пунктам, но и до города Красноярска. Также авиаотряд выполнял и другие функции, такие как: лесоохрана и перевозка партий геологов, буровиков и геофизиков.
Значимым событием было и то, что в подчинении авиаотряда были все северные аэропорты края до территории Подкаменной Тунгуски.
В 1970-е гг. из Енисейска существовали рейсы на город Красноярск и Норильск.
Местный аэродром имел большую популярность, ведь про него были написаны различные рассказы, несколько книг и очерков, например, произведение «Таёжный пилот» В.В. Ершова, который начал свою летную карьеру именно с Енисейского аэропорта.
Енисейский аэропорт долгие годы находился «под крылом» компании «КрасАвиа», однако являясь убыточным предприятием, был передан в новую компанию «КрасАвиаПорт», которая содержала местные посадочные площадки.
Если ранее присутствовало авиасообщение между городом Енисейском и Красноярском, то в настоящее время оно отсутствует. Авиация направила свои силы на потребности населенных пунктов Енисейского района, лесоохраны и санавиации.
С годами авиация только совершенствуется и становится более многофункциональной. В мае 2019 года аэропорт Енисейска был передан в федеральное казенное предприятие «Аэропорты Красноярья». Это позволило предприятию обновлять технику, совершенствовать инфраструктуру, осуществлять ремонт взлетно-посадочной полосы.
Енисейский краеведческий музей им. А.И. Кытманова сердечно поздравляет работников гражданской авиации и желает им только чистого неба, счастливых полетов и мягких приземлений!