Экспозиции Енисейского краеведческого музея составляют более 900 предметов. В их числе представители геологической коллекции, археологические находки, предметы быта разных эпох, образцы оружия, предметы, рассказывающие о флоре и фауне енисейского бассейна, и многое другое. Сегодня мы хотим познакомить вас с одним из первых экспонатов Енисейского музея.
Наш герой – макет волокуши, представляет собой способ перевозки грузов волоком. В один конец жердей, как в оглобли, впрягалась лошадь, второй с грузом волочился по земле наподобие санных полозьев. Сани-волокуши широко использовались сибиряками для перевозки тяжестей в зимнее время.
Модель была передана в дар музею 20 декабря 1893 года Иннокентием Ильичом Дементьевым. Фамилия Дементьевых встречается уже в 1640-х гг. Первые Дементьевы в Енисейске занимались пушным промыслом и скупкой мехов, добывали «белорыбицу» в низовьях Енисея. Дементьевы — самый многочисленный клан енисейского купечества. С XVIII по начало XX века Дементьевы состояли в купеческих гильдиях. Среди представителей рода крупные предприниматели, общественные деятели и благотворители.
Иннокентий Ильич родился в 1845 году в купеческой семье Ильи Григорьевича и Аграфены Михайловны Дементьевых. Состоял в мещанстве, после смерти отца торговал мануфактурными и другими товарами. Позднее Иннокентий Ильич поступил на службу в золотопромышленную контору, был управляющим на приисках компании полковника Шанявского, служил гласным Городской Думы в 1909 году.
Интересен и материал, из которого изготовлена модель. Сама лошадь выполнена из папье-маше, размещена на деревянной подставке. Оглобли также выполнены из дерева.
Папье-маше — плотное твердое вещество, которое получают из нескольких слоев бумажной массы, скрепленных между собой гипсом или клеем. Путем прессования материала из папье-маше могут быть изготовлены различные предметы: игрушки, карнавальные маски, учебные пособия и муляжи, легкие и прочные шкатулки.
Первыми изделиями из папье-маше были древнекитайские доспехи и шлемы. Для придания им жёсткости применяли многослойное покрытие лаком. Бумажные доспехи были достаточно прочными, чтобы выдержать скользящий удар меча, и очень мало весили, позволяя бойцу быстро двигаться.
В России папье-маше стало известно во времена Петра I. Но производство изделий, выполненных в этой технике, началось только в конце XVIII в. Папье-маше активно использовалось ремесленниками в дореволюционной России и в Енисейске.
Долгое время макет не показывали широкой публике и бережно хранили в фондах музея. В 2013 году была проведена реставрационная работа, лошадь помолодела, но не потеряла своей значимости. Сейчас модель представлена в одном из модулей постоянной экспозиции.