В июне в России отмечают 342 праздника. Список состоит из профессиональных «дней», знаменательных событий месяца, памятных дат. Среди июньских праздников – Международный день защиты детей, День молодёжи, День России. В этой статье мы расскажем о наиболее важных датах июня в сибирском народном календаре. Рассмотрим, какие обычаи и традиции существовали в Енисейской губернии на рубеже XIX – XX веков.
День 13 июня (26 по новому стилю) называли Акулина – задери хвосты. Предполагалось, что с этого дня наступает лето, появляются оводы и комары. От укусов насекомых страдали не только люди, но и домашний скот. Коровы, спасаясь от слепней, комаров и мух, убегали из стада обратно в поселения, где прятались под навесами крыш и в тени обмахивались хвостами. Такое поведение скотины называлось «быза». Пастухи начинали выводить скот по ночам, либо обмазав его дегтем для защиты от гнуса. Вспахивать землю и боронить также предпочитали в ночное время.
23 июня (6 июля по новому стилю) сибиряки отмечали Аграфену-купальницу. Название дня происходит от имени святой Агрипины Римской, прозванной в народе Аграфеной. Именем Аграфены Купальницы называлась трава, действие которой считали лечебным. При помощи трав также «загадывали на свою судьбу». К вечеру 23 июня молодые сибирячки собирали в поле «двенадцать разных трав», по возвращении домой клали их в изголовье постели. Всякий сон в эту ночь считался вещим. С этого дня во многих местностях считалось безопасным купание в реках и других водоёмах, начинался сбор трав, делался пробный покос, начинали вязать банные веники и мётлы.
24 июня (7 июля по новому стилю) праздновали Иванов день. Праздник был посвящен, по мнению исследователей, летнему солнцестоянию. По времени и названию Иван Купальник совпадает с христианским праздником Рождества Иоанна Предтечи, от которого и берёт своё название. В этот день при храмах Енисейской губернии совершали крестные ходы.
«В Сибири день Ивана Купалы тесно связан с народной медициной и ветеринарией, приметами и поверьями. Сибиряки уверены, что каждая травка, сорванная на Иванов день, положительна бывает» – писал этнограф Алексей Алексеевич Макаренко. Считалось, что в ночь на Ивана Купалу цветет папоротник. Поскольку цветок папоротника открывал тайны природы и даровал несметные богатства, каждый желал его заполучить. Но решались на поиски цветка только редкие смельчаки, так как дело это опасное. Согласно поверью, вместе с папоротником цветут земля, лес и вода. Видеть их цветение может лишь человек, имеющий у себя цветы папоротника. На Ангаре желающие счастья и богатства скашивали в Иванову ночь копну травы и хранили ее до «страшных вечеров» – Святок. С помощью «Ивановой травы» совершали обряд и призывали чертей. Которые, желая освободиться, выполняли все требования человека. Сверхъестественными силами в эту ночь обладали и цветки Иван-да-Марьи. Это растение помогало уберечь дом от воровства – «Брат с сестрой будут говорить, вору будет казаться, что разговор ведут хозяин с хозяйкой».
Один из крупнейших праздников июня – день апостолов Петра и Павла, покровителей рыбаков, отмечали 29 июня (12 июля по новому стилю). В этот день варили уху из свежевыловленной рыбы. Употребление ухи сопровождалось громким «пригласьем», читаемым старшим членом семьи: «Петры-Павлы! Садитесь хлеба-соли кушать. Вам каша, нам чаша. Вам рыбка, нам щерба». С Петрова дня на Енисее открывался лов красной рыбы поплаванными сетями. По речкам устраивали «заезки», то есть заколы с мордами для добычи белой рыбы (хариуса и тайменя). С Петрова дня начинали промышлять рыбу острогой. В морды, смазанные пресным тестом, ловили ельцов на мелководье.
В селе Пановском Кежемской волости к Петрову дню хозяйки красили яйца, как на пасху. Местами варили домашнее пиво. В селениях проходили праздничные гуляния. На Ангаре пели старинную песню: «На Петров день выпадал былой снежок». Песня служила напоминанием, в давние времена довольно часто в Петров день выпадал снег и губил хлеба. Теперь из Минусинского уезда в первый летний месяц уже гнали плоты и баржи с хлебом вниз по Енисею – в Красноярск, Енисейск и Туруханский край.
С 10 июня (23 июня по новому стилю) начиналась «выгонка на мосты». По земско-полицейскому принуждению население отбывает «натуральную повинность» по ремонту трактов – проезжих дорог и мостов. На Ангаре, где водный путь служил единственным трактом, с 15-20 июня исправляли бережной «бечевник» от камней и наносного хлама. В июне уделяли время и «заготовительным» работам: «драли» бересту, лиственничную и еловую кору для покрытия крыш; для очага собирали березовое «корье»; в этом же месяце вырубали «щетки» для отчистки места под будущую целину; покупали косы-литовки; заготавливали вилы и грабли для уборки сена; вили веревки, тетиву для рыболовных снастей; гнули полозья для саней, дуги и обода для колес.
В праздник все работы дома и вне его прекращались, естественная потребность в отдыхе и веками формирующиеся традиции брали верх. С июньских праздничных дней начиналась самая напряженная трудовая пора и время крупных шумных гуляний.