Фонды Енисейского музея-заповедника хранят предметы различных тематических направлений, одним из которых является культура народов Севера. Предметы данного направления собирались сотрудниками музея в основном в XIX веке и первой половине ХХ века. В более позднее время поступления в рамках данного направления были единичными.
Эти предметы содержатся в коллекциях «Этнография», «Документы», «Фотография». Сюда входят шаманские бубны и чехлы от них, короны и подвески, деревянные идолы, предметы одежды и посуды, фотографии с изображением людей, культовых мест, условий быта. Все они иллюстрируют культуру кетов, эвенков, якутов и других народов.
Рубрика «Экспонат недели» уже знакомила вас с данными предметами, и сегодня мы рады представить вам еще один интереснейший экспонат.
👉🏻Перед нами монохромная фотография, сделанная в 1929 г. Автор фото – Н.А. Кытманов. На обороте фотографии сделана надпись: «1929 г. Экскурсия музея на р. «Б. Пит»». Фото Н.А. Кытманова. Покинутое тун. «становище». Находится на правом берегу р. Пит, считая вниз по течению против зимовья Лаптенко верстах в 10 от берега вглубь тайги». Рассмотрим детали фотографии касательно ее автора, места создания и изображенного на ней более подробно.
Автор фотографии – Николай Александрович Кытманов, сын основателя Енисейского музея Александра Игнатьевича Кытманова. Александр Игнатьевич был видным общественным деятелем, кандидатом естественных наук, одновременно и основателем музея в г. Енисейске, и его первым руководителем. Его сын, Николай Александрович, так же, как и отец, тяготел к естественным наукам, и получил соответствующее образование. В 1921 году становится научным сотрудником, а уже через год – заведующим Енисейским музеем, который и возглавлял до самой смерти.
Будучи директором музея, он принимал активное участие в деятельности по изучению родного края, сбору предметов и материалов для пополнения музейных фондов. Эти и другие цели ставились перед экспедициями (или, как тогда говорили сотрудники музея, «экскурсиями»), проводимыми музеем, и в том числе перед экспедицией 1929 г., в ходе которой и было сделано данное фото.
Летом 1929 г. сотрудниками музея было совершено две экспедиции. Маршрут первой пролегал от г. Енисейска до с. Казачинское, ее целью был сбор энтомологического материала.
Вторая экспедиция проводилась по р. Большой Пит с целью сбора материалов как природного, так и антропогенного характера для пополнения музейных фондов и для определения «эксплоатационной возможности природных богатств Пита». Экспедиция началась 9 августа и длилась 25 дней, ее участниками были заведующий музеем Н.А. Кытманов, добровольный помощник В.В. Коневский и рабочий В.А. Симанов. Результаты этой экспедиции были впечатляющими: в ходе нее был определен ботанический состав лесных насаждений берегов Пита; набиты чучела; собраны образцы горных пород, гербарии, насекомые; материалы, касающиеся современного быта рабочих; а также, что для нас сейчас особенно интересно, собраны предметы, характеризующие культовую жизнь тунгусов (эвенков), а также сделана фотография заброшенного становища.
На фотографии мы видим шаманский чум эвенков (нымгандяк). На переднем плане помещены антропоморфные идолы, около них на шестах установлены идолы, изображающие гагар.
Шаманский чум является специфическим культовым сооружением для проведения обрядов, совершаемых с промысловой или лечебной целью, а также совершаемых при освящении новой шаманской одежды, бубна, для проводов умершего. Это была особая постройка, не предназначавшаяся для проживания или каких-то других хозяйственно-бытовых целей.
Н.А. Кытманов, к сожалению, не оставил описания представленного на фотографии шаманского чума – до нас дошло только лишь данное изображение. Однако существуют описания шаманского чума, сделанные другими этнографами, исследовавшими культуру эвенков. Это описания не универсальные, а сделанные на конкретных материалах, но в качестве иллюстрации приведем одно из них.
Этнограф И.М. Суслов так описывает устройство шаманского чума у эвенков Нижней Тунгуски: «…типичный нымгандяк представляет собой обыкновенный чум большого размера, от которого в сторону входного отверстия и в противоположную сторону построены своего рода галереи, укрытые с боков срубленными молодыми лиственницами. Назначение первой галереи (дарпэ) – это своеобразный мост из мифических гигантских оленей калиров из дерева, которые на своих длинных ногах стоят на дне «шаманской реки», на спины этих оленей положены деревянные души хищной рыбы тайменя дельбона в образе рыбы; этот довольно длинный мост укрыт молодыми лиственницами, изображающими траву на дне «шаманской реки», по бокам галереи дарпэ расположены две шеренги деревянных изображений людей – это этаны – люди-духи, которые «держат» всю галерею дарпэ, чтобы ее не снесло течением «реки», через этот мост, который соединяет землю дулю и островок шаманской земли на земле хэргу, то есть, где стоит самый чум нымгандяк. Вторая галерея онанг изображает дорогу, по которой шаманские души сообщаются с предками; онанг охраняется также этанами предками».
Некоторые из антропоморфных идолов, а также деревянные гагары, которые в ходе экспедиций были вывезены сотрудниками музея из мест их бытования в Енисейск, в настоящее время представлены в экспозиции музея. Стать посетителем музея и ознакомиться с ними есть возможность у всех желающих.