Таковы самые распространенные наименования ноября и декабря у наших предков. Ноябрь мог называться «полузимником», «снеговеем» или «листогноем», а самое популярное имя месяц получил благодаря кочкам смерзшей земли на дорогах. «Груда» – и есть та самая кочка или колея.
В этой статье мы продолжим цикл рассказов о традициях и обычаях сибиряков Енисейской губернии. Поговорим о сибирском народном календаре и последнем осеннем месяце. Как и в предыдущих статьях, опираться мы будем на труд сибиреведа и этнографа Алексея Александровича Макаренко
Основу народного календаря славян составляли религиозные праздники, также в нем находилось огромное количество примет, местных устных преданий и обрядов.
Начинали ноябрь с «Осенних Кузьминок» или «Кузьмы-Демьяна». Название праздника происходит от имён святых бессребреников Космы и Дамиана. С 1 ноября (здесь и далее все даты приведены по старому стилю) затихали свадебные веселья. Начиналось время охоты на «ушканов» – зайцев, охотники осматривали ямы на сохатых, на золотых приисках начинались зимние работы.
8 ноября праздновали «Михайлов день» или «Архангел Михаил». В Больше-Муртинском, Кемском, Верхне-Подгорном, Нижне-Игашевском и других селах губернии праздник считался престольным, здесь проводили крестные ходы и «поднимали иконы» – выносили их из храма. В этих же селениях устраивали «Михаило-Архангельские» ярмарки.
С именем Архангела Михаила связано сказание о том, как: «Михаил спихнул дьявола и его слуг жезлом с небес. Который падал на избу – тот избной стал; на лес падал – лесовой, лешим стал; в воду – водяной. А сам сатана провалился в землю». В этот день задабривали дворового – младшего брата домового, с этой целью читали заговор и предлагали дворовому явства. Считалось, что если дворовой покинет двор, его место займет лихо.
Охотники к «Михайлову дню» выходили из таежных «суземов» и «ухожьев». Рыбаки в Долгом пороге на Ангаре производили «побойку» красной рыбы.
В середине месяца отмечался «Филиппов день». 14 ноября почитали память апостола Филиппа, который после вознесения Иисуса Христа совершал чудодеяния и проповедовал разным народам. Филипповым заговеньем начинался Рождественского пост – «Филипповки». Этот день был днем выбора рекрутов. В Филиппов день устраивали ярмарки и крестные ходы.
После ужина хозяйки занимались ворожбой: оставляли на столе или выносили в сени миску с водой и ложками. Чья ложка на утро будет опрокинута (или в ней вода замерзнет), того ожидают несчастья или даже смерть. В Филипповское заговенье ангарские девушки угощали ребят пирогами, а те девушкам оставляли гостинцы.
На 21 ноября приходился православный праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы – «Веденьё». Это один из двунадесятых церковных праздников.
23 ноября православной церковью почиталась память святителя Митрофана Воронежского. Этот праздник всегда отмечался в первую очередь веселой ездой на санях. На столы было принято ставить пироги и свежесваренное пиво или канун.
24 ноября «Катерина Мучильница» – день святой великомученицы Екатерины. Екатерину наши предки считали покровительницей брака и невест, а также помощницей беременных и рожениц.
Память святителя Иннокентия, епископа Иркутского праздновали 26 ноября – «Иннокентьев день». Святитель Иннокентий Иркутский стал первым правящим православным епископом Восточной Сибири. В 1727 году он был назначен епископом Иркутским и Нерчинским. Прибыв на место, открыл там духовную школу, где сам учил детей грамоте и Закону Божию.
Следующий в народном календаре сибиряков праздник – Егорий Осенний. В деревне Солено Озерной Минусинского уезда проводилась Георгиевская ярмарка, которая длилась с 26 ноября по 1 декабря. В православном календаре этот день посвящен годовщине освящения собора великомученика Георгия Победоносца в Киеве.
Завершался ноябрь «Андреевым денем». В нем переплелись церковные традиции и народные верования. 30 ноября молились о семье, делали прогнозы о погоде на предстоящую зиму и гадали на суженных. Ложась спать, парень должен был положить себе в изголовье какую-либо часть женской одежды, а девушка – часть одежды парня, с приговорами: «Андреюшко, батюшко, покажи невесту!» (или жениха). Суженая или суженый должны были явиться во сне.
Основными занятиями ноября в Енисейской губернии являлись: доставка хлеба на прииски и засыпка зерна в «общественные мангазеи» – амбары. К середине месяца из дальних лесов возвращались последние звероловы и сдавали пушнину местным и заезжим купцам. Ее «бунтили» – сортировали, упаковывали и увозили в города на ярмарки. Мастера занимались скорняжным делом – выделывали меха: «дубили», «дымили» или «чинили» овчины для шуб. Женщины пряли пряжу и шили одежду.
По среднему течению Ангары производилась «побойка» красной рыбы адурами. Адура представляла собой металлическое орудие, напоминающее острогу на составном деревянном черенке. Адура имела длинные, до полуметра, зубцы. Осенняя «побойка» рыбы на Ангаре представляла много опасностей: бить рыбу приходилось в более мелких и очень быстрых местах, где лодка часто переворачивалась. В низовьях Енисея сетями подо льдом ловили осетров, удами – налимов.
Так, с шумными ярмарками и тихими «полупраздниками», в хозяйственных трудах и рыбной ловле, проводили на берегах Енисея и Ангары ноябрь.
Источники:
1. Макаренко А. А. Сибирский народный календарь в этнографическом отношении: Восточная Сибирь. Енисейская губерния. – СПб., 1913. – (Записки имп. рус. геогр. о-ва по отд-нию этнографии; т. XXXVI).