Сегодня в рубрике «Экспонат недели» представлена фотография 1877 г. На снимке мы видим мачту и палубу небольшого судна, а также группу из 5 человек с собаками различных пород. Фото имеет подпись: «Экипаж шхуны «Утренняя Заря»». Предлагаем окунуться в захватывающую историю маленькой шхуны и ее команды.
В июне 1876 г. по приглашению предпринимателя Михаила Константиновича Сидорова в Енисейск прибыл опытный мореплаватель Давид Иванович Шваненберг. Согласно плану Сидорова, Шваненберг должен был достроить клипер «Северное Сияние», нанять команду и принять должность капитана этого судна. Морякам предстояло впервые в истории выйти из Енисея и через Карское море и Северный Ледовитый океан добраться до Санкт-Петербурга – предприятие рисковое, оказавшееся по силам только самым отважным авантюристам.
16 сентября «Северное Сияние» с грузом вышло в Енисейский залив. На шхуну погрузили образцы древесины, коллекции для Петербургского и Московского университетов, зверей и птиц для Петербургского зоологического сада. Сильные ветры, шторм и морозы повредили судно и помешали продолжить экспедицию. Д. И. Шваненберг стал на зимовку у Мало-Бреховских островов в устье Енисея и на собачьих упряжках отправился на поиски парусины для починки парусов. Морякам «Северного Сияния» пришлось зимовать в построенной из плавника хижине. Из команды сумел выжить только штурман Нумелин, он не прекращал проведение метеорологических наблюдений.
После неудачных попыток приобрести парусину в Сибири, Д. И. Шваненберг добрался до Петербурга, где М. К. Сидоров спонсировал ремонт шхуны и разрешил (в случае невозможности отремонтировать «Северное сияние») приобрести новое судно. Покупка действительно потребовалась. У английского капитана Джозефа Виггинса Давид Иванович Шваненберг сумел выкупить парусную шхуну «Ибис» и снаряжение. 1 августа на «Ибисе» подняли русский флаг. Д. И. Шваненберг назвал судно «Утренняя Заря». Длина шхуны составляла 8 саженей (17 м), ширина – 2 сажени (4,2 м), грузоподъемность – около 3000 пудов (48 т).
Команда «Утренней Зари» состояла из 5 человек: капитан Д. И. Шваненберг, штурманы Г. Нумелин и Мейвальд, матросы Кузик и А. Цибуленко. Научные коллекции и образцы сибирских товаров с «Северного Сияния» частично были перегружены на «Утреннюю Зарю». Также во время экспедиции команда вела наблюдения и продолжала сбор материалов для коллекций.
9 августа шхуна вышла из Гольчихи, прошла в Енисейский залив и через 3 дня подошла к острову Белый. У пролива Маточкин Шар «Утренняя Заря» встретила тяжелые льды, дальнейший маршрут определялся их положением. 17 августа шхуна подошла к Карским воротам. После значительной поломки (от удара об лед были повреждены форштевень и руль) и исправления повреждений удалось преодолеть этот важный рубеж. Пройдя по Баренцеву морю, 29 августа шхуна стала на якорь у мыса Цып-Наволок. 30 августа шхуна прибыла в Вардё (Норвегия), где на пристани, в торжественной обстановке с бокалами в руках, команду встречали консулы и офицеры. Экипаж «Утренней Зари» тепло приветствовали в Кристиансунне, Тромсё и Христиании (Осло), в честь смельчаков давали обеды и ужины, стреляли из пушек, устраивали собрания.
В Стокгольме «Утренняя Заря» пришвартовалась 11 ноября. Здесь именитый мореплаватель А. Э. Норденшельд вместе с женой посетил шхуну, а Д. И. Шваненберг на собрании Академии наук выступал с докладом. Михаил Константинович Сидоров на заседании Санкт-Петербургского отделения Императорского общества содействия русскому торговому мореходству сообщал: «Уважение к нашим морякам до того было велико в Норвегии, Швеции и Финляндии, понимающих важность торгового флота, что даже дамы, являющиеся для осмотра яхты и в собраниях, награждали капитана своими фотографическими карточками и букетами. Писали ему стихи о победе, им совершенной».
Ровно через 100 дней после выхода из устья Енисея, 19 ноября 1877 г., «Утренняя Заря» бросила якорь у берега Васильевского острова. Несмотря на поздний час, команде была устроена торжественная встреча. Из Сибири, Москвы и Швеции приходили поздравительные телеграммы – общество приветствовало победителей Северного океана. Небольшая шхуна благодаря решительности и целеустремленности своей команды вошла в историю как первое судно, совершившее плавание от берегов Енисея в Санкт-Петербург.