В фондах нашего музея хранится фотография из личного архива капитана-наставника Скурихина Александра Георгиевича «Опытная форсировка плотокаравана, 3 ленты плотов, к одной головке-матке №4 с устья Кеми до Игарки».
Перед нами черно-белая фотография. Конечно, качество сильно уступает современным кадрам, но для заинтересованного зрителя это окно в прошлое, в котором есть как неизменно знакомое, так и непривычное, давно забытое. На фото запечатлена большая водная гладь, тот самый Енисей, который мы видим сейчас. И хотя с тех пор утекло очень много воды, портрет его не изменился: берега, поросшие лесом, белоснежный храм. В центре, под стать могучей реке – огромный плот. На этом огромном плоту стоят обычные люди, среди которых могли бы быть и мы с вами, живи мы век назад. Под нашими ногами были бы эти большие и крепкие бревна, плеск воды, необъятная глубина. Если представить себя там, можно, пожалуй, вернуться в детство, ощутить романтику приключений Тома Сойера и Гекельбери Фина.
Но надписи на фотографии напоминают, что изображённые здесь люди не просто прогуливаются, а занимаются тяжёлой работой. Сверху читаем: «1930 г. устье Кеми, форсировка каравана. Опыт к одной головке 3 ленты, 25 августа 1930 г.».
Вокруг стоящих людей тоже есть краткие надписи, но расшифровать их, к сожалению, пока не удалось. Возможно, это имена? Возможно, лозунг? Возможно, разгадать эту загадку удастся кому-то из наших читателей.
На обороте обнаруживаем ещё одну рукописную отметку: «Команда матки № 4, 21 августа 1930 г., с устья Кеми. Лоцман А. Скурихин. Кошемы по 500 штук в каждой».
Плот, несомненно, являлся самым первым способом передвижения человека по воде. Связали веревками несколько бревен и вперед, навстречу неизведанному! В двадцатом веке плоты были больше известны как способ лесосплава. На нашей реке до конца двадцатых годов прошлого века лес плотами не сплавляли. Такая необходимость возникла при строительстве порта в Игарской протоке. Одновременно строились и город, и лесозавод, необходимо было очень и очень много леса. Чтобы доставлять его на места строительства, на Енисее организовали лесосплав плотовым методом. Для реализации этого проекта в 1930 году создали специальное лесное управление, а с разных регионов страны пригласили 1200 сплавщиков и 50 десятников (специалисты по лесным работам). В основном это были люди с Вятского края и Камско-Волжского бассейна. На Енисее стали использовать Волжский способ лесосплава, но, в отличие от Волги, Енисей узок и извилист, особенно же затруднял лесосплав Осиновый порог.
Из воспоминаний Скурихина Александра Георгиевича – лоцмана нашего плота:
«В 1930 году полагалось к одной головке одна лента, а мы к одной головке причаливали три ленты. Длина ленты 12 м, ширина 10 м. Сдали лес быстро. <…>До войны пароходов мало, на один плот, один катер.<…> Плоты шли самосплавом с помощью цепей, катер лишь помогал плоту иногда. В Игарку приходили за 14 суток».
Формировались плотокараваны следующим образом: огромные бревна связывались железной проволокой и снабжались тормозными цепями. На каждую тысячу кубометров древесины полагалось около тонны цепей. Управляли этими сооружениями рабочие, которых называли плотогоны. Они то вручную сбрасывали цепи в воду, то выбирали их из воды водилом – ручным воротом. Для плотогонов на плотоматке (головке плота) строились дома, которые разбирались на дрова, когда лес прибывал в место назначения.
Работу плотогонов, спасающих плотокараван в шторм, описывает И. Назаров в повести «Назначение – порт Игарка»:
« <…>Измученные люди, как будто получив новый заряд энергии, снова принялись за работу. Нащупывая на дне стальные петли, тянули их к молодой таежной поросли, скользили, падали, и вновь ползли на берег, как трудолюбивые муравьи с непосильной ношей. Промокшие, осипшие, покрытые ссадинами и синяками, забыв об усталости и опасности, о времени, команды вновь закрепили тросы, а взбесившаяся стихия снова и снова сводила на нет плоды их упорного труда.<…> Ни на минуту не теряя чувства локтя, команды работали настолько дружно, что казалось порой, будто не несколько десятков людей барахтаются в воде, под берегом, на каменистой отмели, а многорукий богатырь, обладающий несокрушимой силой.
И человек победил.
Почти двенадцать часов длилась борьба команды со стихией».
Человеку всегда интересен человек, и нам интересно разглядывать людей на плоту, их лица, позы, одежду. Люди в ожидании неизвестного. Что ждет их в ближайшие недели? Минует ли их шторм? Как пройдут Осиновый порог? Они увидят бурные пороги, отвесные скалы, острова, а может быть и самого хозяина тайги – мишку, бродящего по берегам. Они встретятся с коренными жителями севера, которые будут подплывать к ним, дивясь такой гигантской лодке.
Воспоминания об этом путешествии останутся с ними навсегда. У многих впоследствии будут десятки, а у кого-то сотни сплавов плотокараванов. Через два десятилетия речники Енисея проведут по реке рекордный для страны плот 60 тысяч кубометров вместо обычных 10-15 тысяч. Но сейчас, в августе 1930 года, этот плотокараван один из первых, а его объем поражает: три ленты к одной головке!
Счастливого пути!