Игрушка-головоломка цифровая, белого цвета, с 15 квадратиками, на обороте изображение якоря в круге с надписью «Одесса», СССР, 1980-е годы.
Многих из нас увлекают различные занимательные задачи и головоломки, для решения которых требуется сообразительность.
Одной из самых распространенных в мире головоломок, особенно популярной у советских детей и имевшейся почти в каждом доме, является «Игра в пятнадцать», или как ее еще называют в народе – «Пятнашки». Простая с виду игра с пронумерованными кубиками могла занять ребенка на долгое время. Выглядит игра как коробочка 4 на 4 клетки с 15 кубиками и одним пустым окном. Правила всем известны – передвигая фишки с номерами, необходимо собрать в правильной последовательности числа от 1 до 15.
Сама история происхождения, как и игра, является настоящей головоломкой. Возникли пятнашки в 70-х годах XIX века, конкретную дату назвать сложно, так как в различных источниках она отличается, где-то указан 1874 год, в других 1876 или 1878. Такая же путаница и с создателем этой головоломки. По одной из версий ее прародителем был Сэм Лойд, с 1891 года утверждавший, что это именно он изобрел головоломку. Однако теперь указывается, что подлинным автором был Ной Чепмен.
Но самый интересный факт заключается в том, что благодаря Лойду игра набрала огромную популярность в свое время. Именно к нему пришла идея назначить приз в 1000 долларов тому, кто сможет решить задачу по перестановке местами двух частей. Не на своих местах были лишь две цифры – 14 и 15. Решением простой, на первый взгляд, задачи, за такую неприлично огромную сумму, увлекся практически весь мир. На самом деле Лойд ничем не рисковал, так как в таком варианте задача не решаема, зато он талантливо привлек внимание и искусно подогрел интерес публики к новой забаве, игра раскупалась миллионными партиями.
Успех этой игры привел к ее массовому распространению по всему миру и к появлению множества аналогичных игр-головоломок, в которых использовались не только цифры, но и картинки, а иногда квадраты заменялись фишками других форм.
В СССР головоломка производилась не только в классическом, но и в нестандартном виде. Нестандартные «пятнашки» представляли собой частично как отечественную разработку, так и копию, пришедшую из-за рубежа. Так, например, в 20-е годы в Америке была очень популярна «Папина головоломка», во Франции известная как «Рыжий осел», а в СССР производимая под названием «Упрямый осел». Другие нестандартные «Пятнашки» даже внешне отличались от своего классического аналога, пример – «Логический кубик». И вот уже к концу советского периода ассортимент головоломки стал шире, на смену цифровым «пятнашкам» пришли «пятнашки» с рисунком, самым распространенным из которых являлась черепаха или слон. Выпущено этой игры было множество, в том числе юбилейные коробочки, например с символикой Олимпиады-80. А коробку, из которой все могло выпасть, заменили специальной рамкой. Благодаря интересу людей головоломка дожила до компьютерной техники, где ей тоже нашлось применение. С 1960 годов ее регулярно используют в исследованиях возможностей Искусственного Интеллекта.