Бесспорно, альбом для фотографий – настоящая семейная ценность, которая передается по наследству от родителей детям. Однако не согласимся с теми, кто утверждает, что «в реальности даже очень качественный фотоальбом не может прослужить более полувека».
Перед нами этому яркое доказательство – альбом из собрания Енисейского музея-заповедника с дарственной надписью «На памятъ МанѢ». Сегодня он не такой нарядный, как во времена, когда до его глянцево-бархатной обложки впервые дотронулись руки его обладательницы.
То, что это была именно обладательница – сомневаться не приходится. Альбом принадлежал Марии Ивановне Кытмановой (в браке Мусориной). Получила она этот подарок от некоего «П.К.». Возможно, им стал П. Кочнев, которого мы видим на одной из 14 фотографий. Фото небольшого размера, подписано: «На Долгую и Добрую Память Марiи ГоспожѢ Кытмановой отъ П.Кочнева. 17 октября 1905 г. Енисейскъ».
Изготовлен сей альбом был на Первой Российской альбомной фабрике Самуила Бехли в Санкт-Петербурге. Швейцарский предприниматель открыл ее на улице Моисеенко в 1879 году. Качественные изделия и прекрасный ассортимент, удовлетворяющий спрос публики, сделали Самуила Бехли очень популярным в кругах любителей таких альбомов. Возможно, мы бы никогда не узнали о столь предприимчивом швейцарце, если бы в наши руки не попал сей прекрасный образчик. Енисейцы тоже очень любили качественные вещи.
Альбом размером 13*10*4 сантиметра предназначен для 20 фотографий форматом 10*6,3 сантиметра. Его десять листов по трем сторонам имеют золоченый срез. Обложка покрыта бархатом, на заре своего существования – ярко красного цвета, даже алого. Верхняя крышка имеет глянцевую накладку с романтичным сюжетом в желто-зеленой гамме. Альбом закрывается на латунную застежку округлой формы, надежно сохраняя содержимое.
Потертости говорят о том, что альбом пользовался популярностью, его часто перелистывали и разглядывали. После революции он хранился у родственников и был подарен Енисейскому краеведческому музею в июле 1989 года Владленом Петровичем Кытмановым, племянником владелицы альбома.
Что же сохранилось в объятиях фоторамочек?
Бóльшая часть снимков, а это пять единиц, принадлежит самой Марии Ивановне. Все они, за исключением одного, сделаны непрофессиональными фотографами и наклеены (возможно, самой Марией) на бланки с тисненой золотом надписью «VISIT PORTRAIT».
Два из этих снимков сделаны в домашних условиях, еще два – во дворе дома в теплое время года (Маня в платье без верхней одежды). Три из этих снимков подписаны племянником, а на одном подпись оставила хозяйка: «Портретъ извѢстной особы Марiи Ивановны Кытмановой. Снималась 16-ти летъ отъ роду. Г.Енисейскъ». Значит фото сделано летом 1902 года. Ведь родилась наша героиня в 1886 году.
И лишь одно фото владелицы альбома сделано профессиональным фотографом Василием Мануиловичем Зелиховым в доме № 8 на Ручейной улице.
Все остальные восемь отпечатков были подарены родственниками или друзьями. Так, на двух фото запечатлена бабушка Марии – Анисия Николаевна Кытманова. Подписи на оборотах снимков сделал внучатый племянник. Он сообщил, что Анисия родилась в 1832 году и была замужем за Михаилом Петровичем Кытмановым. Анисия и Михаил, в свою очередь, были бабушкой и дедушкой нашей героини.
Портрет, сделанный после 1878 года в фотоателье красноярского фотографа Генриха Христиановича (в православии Александра Федоровича) Кеппеля[1], принадлежит Марии Михайловне Кытмановой, родной тете Марии. С фотографии на нас смотрит молодая дама в темном платье, украшенном светлым ажурным бантом.
На другом фотопортрете молодой человек на темном фоне в темном пиджаке, белой рубашке и пестром галстуке со значком на левой груди. Фото подписано: «На память Мане Мусориной от Н.Кытманова. Снимался 15 сентября 1926 года». Николай Иванович – родной брат Марии.
На память дорогой Мане было подарено еще одно фото. Дарителем оказалась некая Лиз. Р. и ее маленькая дочь Лена 2 лет и 4 месяцев от роду. Последнюю короткостриженую персону мы и видим на снимке, сделанном в Красноярске 25 февраля 1910 года, о чем свидетельствует надпись на обороте.
На добрую и долгую память Мане подарила свой портрет П. Прутовых. Она подписала его 11 мая 1907 года.
Остаются неизвестными две фотографии. На одной фотограф Левинский уловил взор девочки, одетой во все черное. Фото нестандартной формы наклеено на бланк и украшено цветами.
И снимок неизвестной молодой женщины в белой блузке и с гребнем в пышной шевелюре. Она сфотографировалась в Санкт-Петербурге в фотографии Ю. Вейденбаума на Нижегородской улице в доме № 15-1.
Итак, мы познакомились со всеми персонами, фото которых сберегла Мария и ее потомки. Нам, в свою очередь, необходимо сохранить информацию о них для будущих поколений. Сберечь потрепанный временем старинный фотоальбом.