Святитель Николай, архиепископ Мирликийский, живший в IV в., — самый почитаемый во всем мире христианский святой, прославившийся чудотворениями при жизни и после смерти.
С древних времен на Руси с особым усердием чествовали святого Николая как угодника Божьего и обращались к нему в молитве чаще, чем к другим святым. Святителя почитали как заступника и скорого помощника путешествующих, торговцев, моряков, невинно осужденных, бедных и убогих. Ни одному святому не посвящали столько церквей, сколько Николаю Чудотворцу.
Образы Николая Чудотворца в житии были крайне распространены в русской иконописи, наиболее ранние из сохранившихся памятников относятся к концу XIII в. Житийные иконы Николы могли содержать разное число клейм, наиболее распространены иконы с 12, 14, 16 и 18 клеймами. Литературной основой для житийного цикла иконы послужили известные на Руси еще с XI века две основные редакции жития Свт. Николая.
Память Николая Чудотворца отмечается два раза в год: 19 (6) декабря – в день его преставления, и 22 (9) мая – в день перенесения его святых мощей из Мир Ликийских в Малой Азии в итальянский город Бари.
Икона храмовая житийная (средник отсутствует) с изображением сцен из жития Николая Чудотворца в 12 клеймах. Состав клейм иконы традиционен, представляют главные вехи жизни святого и чудеса, которые он совершил после смерти.
Верхний ряд: Рождество Св. Николая, Крещение, Исцеление сухорукой жены, Поставление в архиепископы. Слева от средника: Избавление трех дев от блуда, Избавление трех воевод от казни. Справа от средника: Явление Св. Николая на корабле во время бури, Избавление Аргикова сына от сарацин. По нижнему краю: Изгнание беса из кладезя, Избавление епископа от потопления, Явление Николы царю Константину во сне, Избавление младенца от потопления. В клеймах повествование показано очень емко и лаконично. Мастером использованы «говорящие» жесты. Святитель часто показан в действии.
Икона написана темперой и твореным серебром по левкасу профессиональным иконописцем, на очень высоком уровне. Композиции клейм уравновешены, они не смотрятся дробно, несмотря на количество персонажей. Клейма отделены друг от друга тонко прописанными по твореному серебру черными барочными рамками, характерными для XVIII в. Фоны в клеймах пейзажные и интерьерные. Цветовая гамма холодная: сине-серые, зеленые цвета в сочетании с белым, красным, с включением коричневых и серовато-желтоватых красок. Моделировка выполнена мазком и штрихом по заливке. Письмо ликов сплавленное, цвет ликов серовато-розовый. Лики довольно темные, с контрастными белильными светами и яркими бликами в глазах. Личное письмо совпадает с ликами на иконах второй половины XVIII в., например, с ликом Христа на иконе «И будет один пастырь и одна паства».
Холодный колорит иконы, в котором доминируют красный, розовый, синий, голубой, серый цвета, характерен для рококо — стиля, оказавшего влияние на иконопись в середине XVIII в. В Сибири это явление проявилось несколько позднее. Икона имеет черные поля, которые довольно часто встречаются в местной иконописи XVIII в.
Основа иконы состоит из двух досок, имеет две встречные врезные шпонки. Поля иконы закрывает латунный басменный оклад. Орнамент басмы – растительный спиральный побег с ягодками в обрамлении листьев. В некоторых клеймах сохранились накладные штампованные латунные нимбы. Ковчег для доски-средника сквозной, с выступами-ограничителями внизу. Ковчег оконтурен красной рамкой. Врезной средник утрачен.
Живопись иконы сильно повреждена по нижнему краю. Икона прошла ряд реставрационных работ. Поверхность укреплена, расчищена. Реставрация иконы продолжается.