Вторая половина XIX в. ознаменовалась повышенным интересом к исследованию, а также освоению географических «белых пятен». Российские, английские, немецкие и скандинавские исследователи снаряжали экспедиции с целью покорить Карское море, превратив опасный и непредсказуемый район мореплавания в более или менее регулярно действующую сезонную трассу. Одна из главных ролей в освоении Северного морского пути принадлежала предпринимателям, ими организовывались многочисленные коммерческие и даже научные экспедиции. Имена М. К. Сидорова, А. М. Сибирякова, А. К. Трапезникова и Л. Г. Кнопа хорошо знакомы историкам и ассоциируются с начальным этапом освоения магистрали.
Мечтой самых отважных было организовать пароходную компанию на Енисее, так поступила фирма «Кноп и К°», осуществлявшая экспедиции в навигации 1870-х — 1890-х гг.
Ровно 146 лет назад из порта Кронштадт была отправлена экспедиция к устью Енисея. «17 июня 1878 г. в два часа пополудни, при совершенно безоблачном небе, морской пароход под русским флагом «Луиза» вышел в средней Кронштадтской гавани и направился в море.» Снарядил экспедицию бременский текстильный магнат барон Лев Герасимович (Иоганн Людвиг) Кноп.
Промышленник стоял у истоков десятков хлопчатобумажных предприятий на территории Российской империи, где он обосновался в конце 1830-х гг. первоначально в качестве торгового представителя английской текстильной фирмы, а затем организовав собственные предприятия с использованием привезенного английского оборудования. Главной особенностью деятельности Кнопа была технология постройки фабрик «под ключ». Кноп выписывал из Англии не только машины, но и мастеров для сборки и налаживания оборудования. Отработанная схема помогала Кнопу экономить на логистике: никто в Москве и Центральном промышленном районе не устраивал бумагопрядильни так дешево, как он. В Москве даже зародилась поговорка: «Где церковь, – там поп, а где фабрика, – там Кноп».
В 1952 г. принял российское подданство и, записавшись в 1-ю купеческую гильдию, создал торговый дом «Кноп Л.», который вскоре стал одной из ведущих внешнеторговых фирм России. Успехи «ситцевого короля» были настолько значительными, что в 1877 г. Александром II ему был дарован барона.
Организаторами экспедиции было решено приобрести речной пароход для перевозки грузов по Енисею без участия посредников — «Москва». Для морских плаваний был построен пароход «Луиза». Кроме того, на Енисей должны были доставить три лихтера. Отправным пунктом экспедиции являлся Гамбург, однако часть груза была принята «Луизой» еще в Кронштадте: сахар в бочках и табак.
Экспедиция должна была доставить в Сибири в навигацию 1878 г. морским путем и по Енисею: 1 тыс. ящиков петролеума (керосина) по 2 пуда общим весом 2 тыс. пудов; 200 бочек деревянного (оливкового) масла по 9 пудов общим весом 1 800 пудов; 2 тыс. штук холщовых мешков для ссыпки хлеба, 574 штуки керосиновых ламп в 9 ящиках, 1 ящик образцов стеклянных изделий. Помимо упомянутых выше товаров, в Гамбурге на борт были приняты 1 050 бутылок шампанского и 2 веялки .
Море встретило недружелюбно. К северу от Тронхейма «Луиза» села на мель, после снятия судно дало сильную течь, и капитан Э. Дальман отправил его на ремонт в ближайший порт. Л.Г. Кнопу в срочном порядке пришлось нанять другое судно – норвежский деревянный пароход «Царица».
Неудачи плавания на этом не закончились: «Царица» села на каменную скалу у Корсаковских островов в Енисейском заливе. После безуспешных попыток снять корабль со скалы на «Москву» было перегружено все возможное количество товаров и судно было оставлено. Из имевшегося на пароходе груза было спасено на баржу 19 ящиков с 1 050 бутылками шампанского, 9 ящиков с 574 лампами, ящик образцов стеклянной посуды, 75 пудов табака в 35 кулях, 2 000 голов сахара рафинада весом около 1 200 пудов и 150 бочек деревянного масла весом около 1 350 пудов. Весь груз на баржах, буксируемых речным пароходом, принадлежащим Л.Г. Кнопу, под управлением доверенного Роберта Крафта был отправлен в Енисейск.
Пришлось пожертвовать частью ранее погруженного на баржу товара, выбросив его за борт, чтобы вместо него загрузить продовольствие, уголь, некоторые корабельные принадлежности. Имущество экипажа было размещено на «Москве».
В целом торговая операция 1878 г., несмотря на все происшествия, оказалась вполне успешной. По оценке туруханского пристава, стоимость ввезенных товаров была равна на «Москве» 150 тыс. руб., а на «Луизе» – 20 тыс. руб. Основной проблемой морского пути вновь называли его неустроенность, в частности неоснащенность знаками береговой остановки.
Предприятие барона Л.Г. Кнопа продолжило снаряжать коммерческие рейсы на Енисей под руководством капитана Э. Дальмана вплоть до 1884 г. После ряда неудачных экспедиций, а также гибели части построенной на Енисее инфраструктуры, Л.Г. Кноп решил прекратить свои попытки освоить морской путь.
Источники:
1. Элерц А. А. Описание плавания Экспедиции барона Л. Кноп и К° к устью реки Енисея в 1878 году, составленное причисленным к Департаменту таможенных сборов коллежским регистратором Элерц. // С. Петербург. 1879. 37 с.
2. Гончаров А.Е. Кто же все-таки виноват в гибели «Царицы»? М.К. Сидоров и экспедиция 1878 года на Енисей // Исторический курьер. 2023. № 6 (32). С. 50–71.