Как и в любом другом провинциальном городе, важную роль в жизни Енисейска играла церковь.
Но сегодня мы поговорим о богослужебном облачении- нарукавник..
Облачение- одежда, которую священно- и церковнослужители надевают во время службы.
В коллекции «Э» хранятся данные предметы, переданные в дар музею жителями г. Енисейска . Эти предметы когда-то служили в храмах города. Они интересны своей историей.
Иверский Енисейский монастырь, основан в 1623г . После пожара 1869г. был восстановлен в 1871г. игуменией Афанасией (Потёмкиной ) , в 1875 переименован в Иверский девичий монастырь.
Монастырь имел швейно-рукодельную мастерскую, духовного звания (1861-1888г. ) В начале 1923года был закрыт, возрожден 28.12.1998г.
Афанасия ещё 1865 году открыла при монастыре училище для девиц-сирот духовного звания и детей горожан, когда в Енисейске не существовало других женских учебных заведений, ни гимназий , ни начальных женских училищ. Сотни девиц-сирот всякого звания получили образование в монастырском училище и обучились рукоделию, которым многие снискивали себе пропитание.
Особенную заботливость для игумении составляло благолепие монастырского храма. Постоянно присутствуя при каждом Богослужении, много заботилась о том, чтобы монастырское Богослужение всегда совершалось с должным тщанием, благословенно и в полном церковно-монастырском уставном порядке в назидании молящихся.
Мы можем предположить, что данные предметы , те что хранятся у нас в музее были сшиты в Иверском девичьем монастыре, в те давние времена, под руководством игумении.
Прятались, бережно хранились у жителей после закрытия монастыря. Когда они поступили в музей, точной записи нет. В 1953 году стали переписывать старый инвентарь, данные предметы записаны , как одними из первых поступлений.
Вышивка облачений, та , что оставлена потомкам не может нас оставить равнодушными её красотой и неповторимостью.
Поручи (нарукавники) ( фото ) – надеваются на окончания рукавов подрясника или подризника, фиксируя их. Они имеют форму трапеции из плотной материи с изображением креста на внешней стороне. Крепятся к рукам благодаря шнуровке. Символизируют Божию силу и благодать, благодаря которой священнослужители и совершают таинства. Поручи напоминают об узах, которыми был связан Спаситель во время Своих страданий, говорят о том, что от священнослужителя требуется непорочность в делах .
Цвет нарукавника един с церковным облачением.
Церковное облачение в русской традиции зависит от того, какой день богослужебного года отмечается. Эта традиция начала формироваться на западе в 12 веке и ,придя на Русь, распространилась здесь в 17-18 столетиях. Последние её изменения произошли сравнительно недавно.
В большинство дней года службы совершаются в облачениях желтого (золотистого) цвета. Золото в храме-отнюдь не символ богатства земной церкви. Это метафора богатства духовного — Божественной благодати, которую даёт бог верующим в него.
Вот казалось бы совсем небольшая деталь в облачении , а имеет такое весомое значение !