Спас Нерукотворный
Енисейск. Конец XIX в.
Дерево, грунт, масло
Успенский собор г. Енисейска
Иконография Спаса Нерукотворного (Спаса на убрусе) традиционно содержит только оглавные изображения. Этот иконописный канон был заимствован в X в. из Византии. На иконе изображение лика Христа помещено на фоне плата, ткань которого собрана в складки, верхние концы плата завязаны узлами. Спасителя изображают человеком средних лет с тонкими одухотворенными чертами лица, с короткой бородой, разделенной надвое, с длинными вьющимися на концах волосами, распадающимися на прямой пробор. Вокруг Его головы золотой крещатый нимб. С XV в. получает распространение другой иконографический извод Нерукотворного Образа, где лик Христа изображается на драпированном плате, который за верхние концы поддерживают два ангела.
В Сибири первые изображения Нерукотворного образа встречаются, начиная со времен ее освоения. Образ Спаса Нерукотворного изображен на хоругвях в миниатюрах Сибирской (Кунгурской) лицевой летописи второй половины XVII в., рассказывающей о покорении Сибири Ермаком. Надеясь на защиту Господа от врагов во время военных походов этот образ размещали на хоругвях и воинских стягах. Икона Спаса Нерукотворного также находилась на городских воротах Енисейска, защищая город от всех напастей.
Празднование Нерукотворного образа совершается 29 августа (16 августа ст. ст.)
Икона храмовая, написана в живописной академической манере, распространенной в поздней русской иконописи второй половины XIX в. – начала XX в. Образ имеет светотеневую моделировку, живопись мазком по форме. Иконописцем использован иконографический извод с двумя ангелами, поддерживающими плат. Тип лика Христа с низкими прямыми бровями, высоким лбом, удлиненным прямым носом и сильным притенением в неосвещенных местах, характерен для енисейской иконописи. Подобную архитектуру лика можно увидеть в иконе Спаса Нерукотворного в местном ряду иконостаса Спасского мужского монастыря, а также в иконах из фондов Енисейского музея-заповедника и в Красноярского художественного музея. Нимб Спасителя показан не крещатым, что является отклонением от канонического варианта изображения . Ангелы размещены по диагонали, по отношению к центральному изображению, отвернуты друг от друга, руками, придерживающими складки плата и крыльями, образуют арку над ликом Спасителя. Композиция иконы зеркальна, образ имеет умиротворенное и немного отрешенное выражение.
Икона написана на светлом серо-голубом фоне, который часто использовали местные иконописцы. В следах утрат красочного слоя виден красноватый масляный грунт, который также характерен для енисейской иконописи. На обороте икона имеет две встречные врезные шпонки. Оборот иконы покрыт эмалевой краской белого цвета. Икона имеет следы реставрационного вмешательства на лике.